9 июля в рамках фестиваля, приуроченного ко Дню семьи, любви и верности в Античном корпусе открылась выставка из фондов музея-заповедника “Домашний очаг Херсонеса”, посвященная быту херсонесситов.
Нет более теплого очага, чем семейный. Взаимоотношения супругов, родителей и детей – это извечный вопрос, который волновал общество на протяжении многих веков. От положительной атмосферы в семье зависит благополучие государства. По словам Аристотеля, семья – это основа государства, отправная точка его развития. Интересно, что, несмотря на смены государственных устройств, семейные ценности во все времена оставались едиными: почитание родителей, серьезное отношение к институту брака. Сильны были семейные культы и традиции. Старшему сыну обычно давали имя отца или деда, дочери – имя бабушки. Детям рассказывали историю семьи, таким образом, семейные истории передавались из поколения в поколение.
Все греки, в каких бы полисах они ни жили, имели общие взгляды на институт брака. Считалось, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частно-семейную. Первой целью брака было приумножение числа граждан, которые могли бы воспринять от отцов обязанности по отношению к государству: прежде всего, охранять его границы, отражать набеги врагов. Важнейшим считалось все же исполнение своего долга перед государством, само общественное мнение заставляло мужчин обзаводиться семьями. Одинокие люди, холостяки не пользовались тем уважением, каким окружали людей женатых и имеющих детей.
Идеальным образцом семьи в античную, а в дальнейшем, и в средневековую эпоху считалась семья патриархальная, где всё подчинялось мужчине. За отцом признавали неограниченную власть над детьми, которых он еще в пору их младенчества формально «принял» в свою семью, после чего отец не имел только права распоряжаться их жизнью и свободой, они же были обязаны ему безусловным повиновением.
Греки первыми из древних народов начали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жен — «… обычай варварский и недостойный благородного эллина» (Еврипид. Андромаха, 170—180).