ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ: ДРЕВНИЙ ГОРОД И ЗАПОВЕДНИК
Древний город Херсонес Таврический является самым величественным археологическим памятником юга России. Его размеры, сохранность и расположение привлекают к нему взоры ученых и путешественников, краеведов и просто любителей древностей. Его история тесно связана с великими цивилизациями античности и средневековья, неотъемлемой частью которых он являлся на протяжении двух тысяч лет.
Основанный греками в V в. до н.э., город пережил и римское присутствие, и византийское владычество. После череды разрушений XIII – XIV вв. город приходит в запустение, последние жители покидают его, и свое второе рождение Херсонес обретает уже как памятник археологии.
Первые описания руин Херсонеса принадлежат перу Мартина Броневского, посла короля Речи Посполитой Стефана Батория к татарскому хану Мухаммед – Гирею II. Увиденное произвело на польского дипломата большое впечатление. С началом строительства крепости Севастополь, для расположенного неподалеку Херсонеса начались другие времена. К сожалению, первоначально руины древнего города служили лишь строительным материалом для растущего молодого города. Об этом писал и П.И.Сумароков в своих «Записках Крымского судьи», и академик П.С.Паллас, посетивший Крым в 1793 – 1794 годах по поручению российского правительства.
Впервые раскопки Херсонеса были произведены в 1827 году лейтенантом К. Крузе по приказу командующего Черноморским флотом адмирала А.С. Грейга. В целом, середина ХIX в. характеризуется как период бессистемных раскопок Херсонеса. Молодая археологическая наука еще только делала свои первые шаги.
Среди исследований этого времени выделяются работы основателей Московского археологического общества графа и графини Уваровых, раскопки Одесского общества истории и древностей. В 1852 году на территории херсонесского городища был открыт мужской монастырь Святого Владимира, который в 1861 году получил статус первоклассного. Кроме богослужебной и хозяйственной деятельности монастырь проводил и раскопки древнего города.
Просвещенные умы XIX в. осознавали необходимость организации систематических исследований памятника. Так, по инициативе Императорской археологической комиссии был назначен заведующий раскопками Херсонеса. Им стал Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич, севастопольский банковский служащий, который с 1888 г. до дня своей смерти (1907 г.) беззаветно служил идее исследования и сохранения древнего города. Под его руководством были произведены крупномасштабные исследования Херсонеса и его округи; впервые раскопки стали сопровождаться описанием находок и планами раскопанных участков. Его отчеты о раскопках публиковались в научных изданиях. Стараниями Карла Казимировича в 1892 году был создан первый музей Херсонеса, так называемый «Склад местных древностей», в котором были заложены принципы экспонирования археологических находок. Преемником К.К. Косцюшко-Валюжинича на посту заведующего раскопками стал Р.Х. Лепер. Он продолжал раскопки Херсонеса до начала I Мировой войны.
В связи с военной угрозой Императорская Археологическая комиссия приняла доводы нового заведующего раскопками Л.А. Моисеева и дала согласие на эвакуацию херсонесской коллекции в Харьков, где она долгое время хранилась в библиотеке Харьковского университета. В тяжелые времена войны и революции Л.А. Моисеев пытался сохранить раскопанную территорию, занимался организационной работой. После установления в Крыму советской власти в 1920 г. он становится директором Херсонесского музея.
1925 год стал важной вехой в реорганизации музея. Экспозиция была переведена в бывшие монастырские здания, штат сотрудников увеличен с 3 до 16 человек. По инициативе нового директора, К.Э. Гриневича, были систематизированы фондовые коллекции, создана новая музейная экспозиция, продолжены раскопки городища и округи. В 1926 году начался выпуск «Херсонесского сборника» – главного научного издания музея. 30-е годы ХХ столетия принесли много открытий, как на территории городища (в частности начались систематические раскопки Северного района), так и на «хоре» – сельскохозяйственной округе древнего города.
В годы Великой Отечественной войны коллекция Херсонесского музея была эвакуирована на Урал, а сама территория городища и хоры превратилась в укрепрайон с многочисленными военными сооружениями. Многие археологические памятники были повреждены, археологический слой нарушен. В короткий послевоенный срок коллектив музея не только восстановил разрушенные войной сооружения, но и создал новую музейную экспозицию.
С 1947 года продолжились регулярные раскопки, возобновился выпуск «Херсонесского сборника», а в 1952 году открылись новые залы музея – античная и средневековая экспозиции. Глубокие научные исследования, проведенные в Херсонесе под руководством С.Ф. Стржелецкого, привели к появлению таких знаковых публикаций, как «Клеры Херсонеса Таврического», а благодаря раскопкам О.И. Домбровского был открыт первый в Северном Причерноморье античный театр. Созданная С.Ф. Стржелецким
Объединенная экспедиция для раскопок Портового района городища стала началом нового этапа в изучении города. Исследования Херсонеса 50-х – 70-х гг. ХХ в. нашли отражение в работах таких крупных ученых, как В.Ф. Гайдукевич, Г.Д. Белов, А.Л. Якобсон, А.Н. Щеглов, В.И. Кадеев и многих других.
Период расцвета Херсонесского музея был связан с деятельностью И.А. Антоновой, возглавлявшей его с 1955 по 1985 г.
Она была не только администратором, но и ученым-археологом. Под её руководством в 1978 году Херсонес получил статус заповедника. Открытая в 1981 году новая экспозиция отдела средневековой (византийской) истории стала большим музейным событием.
Удачной практикой последних советских десятилетий было создание совместных археологических экспедиций. Памятники Херсонеса изучались в содружестве с такими организациями, как Институты археологии Киева и Москвы, Харьковского, Свердловского и Московского университетов, Государственного Исторического музея, Государственного Эрмитажа. В эти годы в Херсонесе исследовались северный, северо-восточный, западный и Портовый районы городища, проводились исследования оборонительных стен, некрополя и хоры; была создана своя школа реставрации; традиционной для многих университетов становятся музейная и археологическая практики студентов.
После обретения Украиной независимости Херсонесский заповедник в 1994 году получил статус Национального. В связи с развитием города Севастополя и освоением новых земель у заповедника появилось много обязанностей, связанных с охраной памятников. Охранные раскопки проводились не только на городище и хоре, но и на дальних окрестностях города. Впервые появилась возможность исследовать памятники Балаклавы – некогда закрытой военной территории. Сенсационными оказались результаты раскопок римского лагеря с храмом Юпитера Долихена. Совершенно новые материалы принесли раскопки генуэзской крепости Чембало. Начало второго тысячелетия ознаменовалось масштабными реставрационными работами, затронувшими памятники городища и хоры.
Херсонес стал все больше и больше открываться миру. Интерес к памятнику начали проявлять и западные исследователи. Долголетнее сотрудничество связывает заповедник с Институтом классической археологии Техасского университета в Остине, который при поддержке Института гуманитарных исследований Паккарда (США) осуществил в Херсонесе множество научных и музейных проектов. Польские ученые из Варшавского и Познаньского университета им. А. Мицкевича продолжают изучение херсонесских древностей. В завершающую стадию входит подготовка новой экспозиции античного отдела, финансовую и методическую поддержку которого осуществляет кипрский фонд Анастасиоса Левентиса.
Херсонесский заповедник сегодня – это крупное научно-исследовательское и музейное учреждение, владеющее 418 га археологической территории. Его музейная коллекция насчитывает более 214 тысяч экспонатов, а архивное хранение составляет около 90 тысяч документов; научная библиотека содержит более 30 тысяч книг, в том числе и уникальных.
26 июня 2013 года в ходе 37 сессии ЮНЕСКО объект «Древний город Херсонес Таврический и его хора» (№ 1411) был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
7 декабря 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ «Об отнесении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации».
Л.В. Седикова
АНТИЧНЫЙ ХЕРСОНЕС. ПОЛИС И ХОРА
[spoiler]Древнегреческая цивилизация дала миру великие имена и достижения человечества. Нехватка земель и природных ископаемых, быстрый рост населения и острая политическая борьба в греческих государствах заставила пытливых и активных греков осваивать далекую Ойкумену, селясь по берегам Средиземного и, впоследствии, Черного морей. Более двух с половиной тысяч лет назад далекое Северное Причерноморье стало активно заселяться греками. Один за другим в течение двух веков появились – Ольвия, Фаногория, Гермонасса, Кеппы, Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Феодосия, Керкинитида, и по мнению Платона «эллинины расположились вокруг моря, как муравьи или лягушки вокруг болота». Основание Херсонеса стало завершающим этапом колонизации далекой Ойкумены, где «совершали подвиги герои и обитали души умерших». Город был основан «согласно некому прорицанию» выходцами из Гераклеи Понтийской и с о. Делоса, и стал единственным дорийским центром среди всех античных городов Северного Причерноморья. Точная дата основания остается дискуссионной, но археологические артефакты сегодняшнего дня позволяют нам говорить о том, что греческие поселенцы появились здесь уже в V в. до н.э. «Ранний» город располагался на Гераклейском полуострове (западная часть современного г. Севастополя), заселенном в то время носителями культур раннего железного века, получившими в античной литературной традиции название «грозных тавров». Именно они стали основными героями трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде» (V в. до н.э.), о них, как о жестоком и диком народе, упоминает античный историк Геродот. Варварские культуры I тысячелетия до н.э. археологически зафиксированы в разных частях Гераклейского полуострова. Наиболее крупное поселение VIII-VII вв. до нэ. известно в современной Инкерманской долине. Рядом с ним находился один из древнейших центров металлургии, хотя в своей жизни местные племена широко использовали каменные орудия труда, и свою посуду они лепили без применения гончарного круга, обжигая ее на костре. В окружении таких варварских племен оказались первые переселенцы. Первоначально территория «раннего» города (V в..до н.э.) сосредотачивалась на небольшом мыске у входа в современную Карантинную бухту. Тогда город еще не имел регулярной застройки, его площадь не превышала 4 га, но он уже был обнесен первой оборонительной стеной, за пределами которой располагался ранний некрополь. Остатки этой стены и сейчас просматриваются среди раскопов жилых кварталов позднейшей перестройки. На этом этапе существования первые поселенцы делали упор на торговые отношения с Гераклеей Понтийской, островами Средиземноморья, Аттикой. В этот период сюда поступали привозные изделия из многих греческих городов – амфоры, дорогая разнообразная посуда (краснофигурные и чернолаковые сосуды), мраморные скульптурные рельефы.
Ко второй четверти IV в до н.э. завершается процесс формирования полиса и Херсонес Таврический представляет собой рабовладельческую республику с демократической формой правления, с выборными коллегиальными органами законодательной и исполнительной власти. Основным языком являлся дорийский диалект распространенного повсеместно греческого. Демократическая система управление полисом с небольшими изменениями просуществовала до конца античного периода. Все декреты издавались от имени Совета и Народа. Народное собрание, являлось основным законодательным органом древнего Херсонеса, здесь принимались декреты, решались основные вопросы внутренней и внешней политики. Совет, в состав которого мог войти любой гражданин полиса, стал высшим органом исполнительной власти, в него входили различные коллегии, отвечающие за жизнь полиса (архонтов, номофилаков, астиномы, агораномы, казначей, гимнасиархи, симмнамоны, эпимилеты). Гражданским правами обладали только первопоселенцы и их потомки. Лишь немногие иностранцы удостаивались проксениий (прав и привелегий) за заслуги перед херсонеситами. Неотъемлемой частью греческого общества была религия. В Херсонесе, как в и любом другом греческом полисе существовали официальные и частные культы. Во главе Херсонесского официального пантеона стояли Зевс, Гея, Гелиос, Партенос (Дева). Почетом пользовались Херсонас, а также Геракл. Они символизировали единство гражданской общины Херсонеса. Но особая роль принадлежала Партенос, ее целомудрие и воинственность олицетворяли неприступность города и его независимость. Деве-Партенос посвящались храмы, она изображалась на монетах города. В частном порядке херсонеситы на протяжении веков поклонялись Гере, Афине, Артемиде, Аполлону, Дионису, Афродите и другим богам. С формированием Херсонесского государства во второй четверти- середине 4 столетия до н.э. начинается активная перестройка города – происходит расширение раннего поселения на запад, вглубь Гераклейского полуострова, площадь городской территории становится около 40 га. Построение полиса ведется по Средиземноморскому принципу – одновременного создания города и освоения сельскохозяйственной территории – хоры. При создании полиса Херсонеса Таврического греки используют известную в Малой Азии регулярную систему городской планировки Гипподама Милетского; при которой применялся единый принцип организации внутреннего пространства. Градостроительная сетка состояла из параллельных и пересекаемых их под прямым углом поперечных улиц, образующих кварталы с типовыми жилыми домами. Аналогичный принцип регулярной планировки использовался и при размежевки хоры.
Херсонес Таврический в этот период укрепляется новой линией обороны, усиливалась она мощными башнями; толщина оборонительных стен составляла 3,5 – 4м, их высота достигала 8-10 м, а башен 10-12 м. В городе существовало несколько ворот. Одни из них – наиболее важные, которые вели к портовым сооружениям, находятся в юго-восточном участке оборонительных стен. Ширина их прохода – около 4 м, по сторонам которого сохранились – пилоны, на одном из них – ступени ведут на верх, на оборонительную стену; а по обеим сторонам прохода ворот видны вертикальные желоба, по которым поднимали и опускали катаракту (металлическую решетку). Ряд магистральных улиц пересекал город с юго-запада на северо-восток. Одна из них (Главная платея) протяженностью 900 м и шириной 6,5 м; образует основную ось города, проходит через агору и заканчивается в северо-восточной части – священным участком – теменосом, с главными алтарями и храмами, в том числе и храмом богине Партенос, божественной покровительнице города. Городская агора – стала местом проведения Народных собраний, функционирования полисных органов самоуправления, торговых операций. Здесь же, вероятно находилось и несколько храмов (Диониса, Афины), а также главный алтарь, посвященный богине Партенос. Именно здесь более 100 лет назад был найден один из основных памятников греческой культуры Причерноморья – Присяга граждан Херсонеса. Высеченная на мраморной плите, на греческом языке дорийского диалекта, она начинается обращением к верховным богам – Зевсу, Гее, Гелиосу и главной покровительнице города – Партенос, и рассказывает нам о незыблемости демократического строя в полисе. В южной части города, у оборонительных стен, на месте нимфея, был построен единственный в Северном Причерноморье традиционный греческий театр, просуществовавший до IV в.н.э., официального принятия христианства. Рассчитан он был, после перестройки в первом в. н.э., на 1800-2000 зрителей. Городские кварталы эллинистического полиса застраиваются жилыми домами с портиками, подвальными этажами, коридорами и внутренними двориками, домашними святилищами. В каждом квартале стояло по 2-4 жилых дома. Греки строят город из местного камня известняка: огромные блоки очень тщательно подгонялись друг к другу и без связующего раствора ставились в перевязь, образуя прочную и «вечную» кладку. За свои 2000 лет жизни Херсонес не раз перестраивался, но унаследованную от античности регулярную планировку, он сохраняет до конца своего существования. Вдоль оборонительных стен узкой длинной полосой протянулись некрополи, с семейными участками, где хоронили умерших в могилах и склепах, высеченных в скальном грунте. На захоронении устанавливалась известняковая стела, с именем умершего, а позднее – и с его возрастом; украшались эти памятники расписными или рельефными изображениями покойного; нередко встречаются антропоморфные надгробия, реже погребальная скульптура, выполненная из мрамора. Погребения сопровождались вещами, которые могли понадобиться усопшему в загробном мире – украшения, сосуды для питья и пищи, детские игрушки пр. Из города на сельскохозяйственную округу уходило несколько дорог, остатки которых и поныне сохранились среди застройки современного Севастополя. К середине IV в. до н. э. весь Гераклейский полуостров был размежеван греческими колонистами на земельные участки, которые распределялись между гражданами Херсонесского государства. Это стало одним из самых грандиозных проектов, предпринятых полисом. Сами участки (размером 15-17 и 26-30 га, состояли из 4 или 6 наделов), располагались в шахматном порядке и были разделены дорогами и каменными оградами. Планировка города и хоры была единовременной акцией периода становления полисной структуры. В это же время к Херсонесу были присоединены и земли Юго-Западного Крыма, образовав дальнюю Хору Херсонесского полиса. Каменистая почва Гераклейского полуострова вызвала необходимость создания особой плантажной системы. С учетом рельефа местности, природно-климатических условий и расположения участка выкладывались плантажные стены, которые выполняли и роль опор для основной культуры – виноградной лозы, которая при таком способе посадки не нуждалась в поливе. Развитие виноградарства и виноделия становится основным в сельскохозяйственной деятельности ближней хоры Херсонессого полиса. В работах используются различные орудия труда, в том числе виноградные ножи. На многих усадьбах в результате раскопок найдены небольшие переносные тарпаны (винодавильни) для отжимки небольшого количества винограда, или стационарные тарапаны для переработки крупных партий урожая. По границам размежеванных участков находились греческие сельские святилища, одно из них, посвященное Дионису, было открыто на Западном берегу современной Казачьей бухты. Усадебное строительство на загородной территории происходит одновременно с городским – типовые средиземноморские сельскохозяйственные комплексы греки приспосабливают под местную действительность. Размеры их варьируются от небольших скромных строений и домов до огромных сельских построек, в которые включались жилые и хозяйственные помещения, двор, несущие в себе принцип городского квартала. На многих из них встречаются мощные дома-башни и башенные комплексы, имеющие как жилое, хозяйственное, так и оборонительное назначение. Типичными для местной Хоры можно считать усадьбы, раскопанные в Юхариной балке – они включали в себя постройки жилого и хозяйственного назначения, объединенные вокруг двора, в комплекс входили и домашние святилища. Равнины же дальней Хоры, находящиеся в Северо-Западном Крыму и размежеванные во второй четверти – в середине IV в до н.э., поставляли в Херсонес Таврический в первую очередь пшеницу и ячмень, что сделало его стратегически важной житницей, снабжавшей зерном все Причерноморье. Активная современная урбанизация практически по всему Средиземноморью уничтожила сельскохозяйственные угодья древних греческих полисов. Это делает своеобразным эталоном древнегреческого сельского хозяйства уникальную по своей сохранности хору херсонеского полиса на Гераклейском полуострове, которую сегодня можно увидеть не только с высоты птичьего полета, но и прикоснуться к археологически исследованным памятникам этого культурного всемирного наследия.
Экономической базой для развития Херсонесского полиса в середине IV- первой половине III вв. до н.э. становится развитое земледелие. Экономический рост в сельскохозяйственном производстве зерна и вина усиливает роль морских торговых контактов Херсонеса, прежде всего, с античными центрами Южного Причерноморья (Гераклей Понтийской, Синопой), куда отправлялось зерно, а также Северо-Западным Крымом, Нижним Поднепровьем и Нижним Подоньем потреблявшими херсонесское вино. Взамен в полис поступали парадная посуда, предметы роскоши, ткани, оружие, дорогие вина, произведения искусства, кожа, продукция скотоводства и пр. Именно в этот период наступает всесторонний расцвет Херсонеса. Численность города вырастает до 10000 чел. В городе строятся храмы, его улицы украшают мраморные и известняковые статуи. Херсонес приобретает облик настоящего древнегреческого полиса. Появляется и собственная монета, на которой были изображены Партенос, Геракл и его атрибуты, Зевс, Афина, Гелиос, Гермес. Начинается подъем херсонского ремесленного производства. Особого расцвета достигает гончарство. Мастерские находились за пределами оборонительных стен, поближе к источникам глины и воды. Основной продукцией херсонесских гончаров являлись амфоры, двуручные сосуды, использовавшиеся при транспортировке морским путем различных грузов – вина, оливкового масла, рыбных соусов. Изготовление амфор и их стандартизация находилось под жестким контролем представителей власти, ручке ставилось клеймо с именем астинома или агронома, чиновников следивших за производством амфор. Активная застройка полисной территории потребовала производства кровельной черепицы и декоративных архитектурных деталей (антефиксов). В большом количестве мастерские выпускали предметы бытовой утвари (посуду, светильники), рыболовные и ткацкие грузила, терракотовые статуэтки и детские игрушки, и, конечно же, предметы культа (алтарики, статуэтки богов). Одним из важным промыслов для приморского города оставался – рыбный. Артефакты из раскопок городских домов и усадеб прибрежной полосы Хоры, зачастую сопровождаются находками грузил, рыболовных крючков, игл для плетения сетей. Существовало в городе кузнечное и бронзолитейное ремесленное производство.
Культурная жизнь древнего Херсонеса шла в русле эллинских традиций. Строя храмы, херсониситы придерживались дорического и ионического ордеров, украшали их скульптурными композициями, детали расписывали цветными красками. Херсонесские скульпторы, коропласты, живописцы создавали произведения, неуступающие работам мастеров материковой Греции и Малой Азии. Среди них статуэтки Афродиты и Пана, Геракла и Диониса. Шедевром монументального раннеэллинистического искусства является сохранившийся фрагмент надгробия с изображением «головы юноши» (конец IV в. до. н.э.), выполненного в технике энкаустики. По своим художественным характеристикам не уступает «портрету» замечательная напольная мозаика, выполненная из разноцветной морской гальки, и украшавшая пол одной из комнат большого раннеэлинистического дома, на которой изображены две обнаженные женщины, стоящие по сторонам лутерия (неглубокого сосуда на высокой подставке.
Неотъемлемую часть культурной жизни полиса составлял и театр, где ставились произведения греческих драматургов. При раскопкам были найдены вотивные маски актеров, культовые предметы. Херсонеситы уделяли огромное внимание обучению и воспитанию, были грамотны, почитали науки, увлекались поэзией. Ярким примером трепетного отношения к истории является сохранившийся фрагмент почетного декрета (второй половины III в. до н.э.) в честь награждения золотым венком историка Сириска.
В Херсонесе уделялось внимание и физической подготовке юношей, проводились различные спортивные соревнования. При раскопках найдены стригили и арибаллы, неотъемлемые спутники атлетов. Да и сами херсонесские спортсмены участвовали во общегреческих состязаниях, что отражено на надгробной стеле Феофанта. В городе трудились и профессиональные врачи. Их имена и принадлежности изображены на херсонесских надгробиях эллинистического времени.
В III столетии до н.э. Херсонес оказывается под угрозой захвата территорий со стороны окрепших поздних скифов (столица государства Неаполь Скифский). Херсонеситы начинают реорганизацию защиты хоры и городской территории Полиса. Эта деятельность нашла отражение в надписи на постаменте статуи Агасикла. Городские оборонительные стены дополнительно укрепляются надгробиями с некрополя; не позднее середины III в. до н.э. на юго- восточном участке строится цитадель и ключевой участок обороны т. н. «башня Зенона». Однако, к рубежу III/II вв. до н.э., в результате скифских войн Херсонес теряет свои владении в Северо-Западном Крыму. Разрушаются усадьбы на ближней хоре и начинается экономический упадок полиса. Не справляясь со скифской угрозой, Херсонес в конце II в до н.э. обращается за помощью к одному из могущественных правителей Понта – Митридату VI Евпатору. Его полководец Диофант около 101-107 гг. до н.э., совершив серию успешных походов против скифов, защищает Херсонес. Эти события нашли свое отражение в знаменитом декрете в честь Диофанта. Однако, Херсонес за «оказанные услуги» был вынужден заключить ряд альянсов с Боспорским царством и идти уже в русле его политических интересов. После смерти Митридата Херсонес попадает под влияние «друга и союзника римлян» Боспорского царя Фарнака, а с середины I в. до н.э. он уже оказывается в сфере влияния самой Римской империи, ведущей военно-политической силы античного мира того периода. Город поддерживает Цезаря в борьбе с Фарнаком, и взамен получает право элевтерии («свободы»), свободы от налогооблажения и полуавтономный статус с непосредственным подчинением Риму.
Уже с I в. н.э. в городе фиксируются эпизодическое присутствие римских войск, найдены статуи легатов римских провинций. В начале II в н.э. в Херсонесе появляется постоянный римский гарнизон, размещается векселяция V Македонского легиона. Об этом свидетельствуют эпитафии вольноотпущенников и находки римского вооружения. Во второй четверти – середине II в н.э. расширяется в Крыму римское военное присутствие, в том числе и в Херсонесе. Вводятся дополнительно части I Италийского и XI Клавдиевого легионов и вспомогательных подразделений (когорт). Вместе с сухопутными войсками в городе присутствуют военно-морские силы Мезейского Флаевого флота. Эскадра Равенского флота охраняет побережье. В этот период римляне начинают активную строительную деятельность. В Херсонесе римляне базируются в «Цитадели», и ведут ее перестройку. Во главе гарнизона в Херсонес стоял военный трибун, одновременно он являлся и представителем Римской администрации в городе. Ему подчинялись вексиляции, когорты, эскадра флота, а также мелкие подразделения, базировавшиеся в Крыму. Недалеко от города, в районе современной Балаклавской бухты, размещается полномасштабная римская база и строится храм Юпитеру Долихену, особенно популярному в римской армии. Появляется ряд укреплений и по Южному берегу Крыма. Все это находит отражение в коллекциях археологических находок из Херсонеса (детали поясных наборов, солдатской одежды, конской упряжи, предметов вооружения). Во второй половине III в. в Крыму активизируются готские племена, сокращается римское военное присутствие. Тем не менее в Херсонесе по-прежнему используют римские военные постройки и в городском гарнизоне продолжают фигурировать название военных частей. Присутствует и небольшое количество артефактов, связанных с римскими военными. Все это говорит нам о существовании постоянного, хотя и малочисленного, римского гарнизона в Херсонесе вплоть до первой половины V в.
Военное присутствие Рима в регионе обеспечило безопасность сухопутных и морских путей, способствовало оживлению торговых контактов, развитию производства и промыслов. Потеря земель в Северо-Западном Крыму, обусловило изменения в структуре сельскохозяйственного производства, основной сельскохозяйственной территорией для Херсонеса остается только Гераклейский полуостров. Здесь сокращаются площади под виноградники и увеличиваются посевы зерновых, в некоторых случаях меняются внешние контуры земельных наделов, наряду с ранее существовавшими появляется и новый тип построек усадьбы – с круглыми башнями. В связи с необходимостью снабжения римских солдат соленой рыбой, входившей в состав их рациона, интенсивно развивается рыбный промысел и добыча соли; в городских кварталах появляются рыбозасолочные цистерны, вместимостью от 20 до 50 тонн. На средства одного из местных жителей Феагена, сына Диогена. был построен рыбный рынок. В честь этого события на мраморной стеле был выбит специальный декрет. В этот период Херсонес становится крупным ремесленным центром, в городе существовали керамические, железоплавильные, бронзолитейные, стекольные мастерские. С середины II столетия усиливается роль Херсонеса в посреднической торговле между варварским миром и городами малоазийского побережья Черного моря (Синопой, Гераклеей, Амисом), а так же центрами Западного Причерноморья, Восточного Средиземноморья и Северной Африки. В первых вв. н.э. городская застройка Херсонеса сохраняется в прежних пределах. Однако римское присутствие внесло некоторые коррективы в жизнь и облик города. На протяжении предыдущих веков основным источником водоснабжения города были колодцы, в римский же период появляется керамический водопровод, несколько «веток» которого вели с границ Гераклейского полуострова через накопительные бассейны в Херсонес, где вода по керамическим трубам распределялась непосредственно по всей городской территории. К общественной городской застройке добавляются термы, археологические остатки которых обнаружены в нескольких районах города, некоторые из них были сооружены на средства богатых граждан. В связи с базированием римских легионеров перестраивается и театр: его театрон увеличивается, а сам театр теперь мог использоваться и для литературных состязаний, и гладиаторских боев. В городе существовал и публичный дом, налог от которого шел на содержание римского гарнизона. Происходит укрупнение жилищной застройки города, в которой фиксируются и производственные, и хозяйственные комплексы. В каменном строительстве начинают использоваться коринфский ордерный стиль, при строительстве используются связующие растворы и кирпич, в окнах домов появляется оконное стекло. Римское влияние проявилось и монетной чеканке города, на местных монетах появляются изображения и легенды, отражающие римскую политику в регионе, используются имперские номиналы (ас, дупоний). В хозяйстве применялась система римских мер и весов. Повседневная жизнь херсонесита того периода пыталась сохранить консерватизм и верность предыдущим эллинским традициям. Сохраняется греческий язык и календарь, основные праздники, главным официальным культом по-прежнему остается Партенос, в частных культах, как и прежде, почитаются Дионис, Геракл и др. Но присутствие легионеров оказывает огромное влияние и на повседневную жизнь Херсонеса. Это проявилось в широком распространении различных видов керамических, металлических, стеклянных и костяных изделий, ювелирных украшений, вотивных предметов, различных игр, ранее не известных в городе, но имевших широкое распространении на территориях, подчиненных Риму. Они становились принадлежностью местного быта и культов, предметами подражания для местных мастеров, влияя на дух, культуру и быт населения города. К примеру, активно используются разнообразные формы краснолаковой посуды, италийские светильники, предметы мелкой бронзовой пластики (пластинки, жанровые статуэтки), предметы туалета и одежды. В городе распространяется латинский язык, появляются римские имена. В духовной жизни простых горожан появляются культ римских императоров и другие культы (Юпитера, Геркулеса, Митры).
Увеличившийся приток населения в город из Малой Азии и Дунайских провинций усилил тягу к восточным культам (Изиды) и монотеизму, существует еврейская община и появляются первые христиане (IV в.).
Кризис римской империи второй половины III-IV вв., «готские войны», ослабили римское военное присутствие в регионе, в том числе и в Херсонесе. Все же город оставался в стороне от основного движения варварских племен и продолжал выполнял роль важным форпоста Римской империи в Таврике. Городу выдавались денежные субсидии на содержание городского гарнизона и формирований готов-союзников в Юго-Западном Крыму. В правление Константина Великого, в 322 г., Херсонес оказывает военную помощь императору на Дунае, за что император подтверждает данные ранее городу свободу и освобождение от податей. Херсонес продолжает быть тесно связанным на союзной основе с Империей, но уже с ее восточной частью, живя и развиваясь в дальнейшем в рамках Восточно-Римской империи.
Н.В. Гинькут[/spoiler]
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ХЕРСОН-КОРСУНЬ. ВИЗАНТИЙСКИЙ ФОРПОСТ, КОЛЫБЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ
[spoiler]В конце V – начале VI в. Херсонес вошел в состав Восточно-римской или ромейской державы, получившей в историографии XIX столетия имя Византийской империи под названием «Херсон». Город стал северным форпостом Византии, через который осуществлялся контроль за передвижением варварских племен, представлявших потенциальную угрозу безопасности империи. Византийцы постоянно держали эту стратегически важную крепость под политическим, экономическим и идеологическим контролем и, учитывая отдаленность Херсона, использовали его как место ссылки оппозиционеров, неугодных церковных и политических деятелей.
В разное время сюда были сосланы: монофизит Тимофей Элур (60-е годы V в.), римский папа Мартин, Феодор и Евперий (655 г.), низверженный император Юстиниан II (695-705 гг.), брат императора Льва Хазара – кесарь Никифор (776 г.), монахи-иконопочитатели – сподвижники Феодора Студита: Иоанн Психиат и Иосиф Песнописец (IX в.).
Управлялся город викарием, назначавшимся из Константинополя, а также полисной администрацией, находившейся в его подчинении. При императоре Феодосии II (408-450 гг.) в городе началась монетная чеканка, которая поддерживалась вплоть до конца VII в.
В IХ-ХI вв. Херсон был центром фемы – одного из военно-административных округов, на которые к этому времени была разделена вся империя. Известно, что первым стратигом (правителем) фемы стал византийский чиновник и архитектор Петрона Каматира. В IХ в. при императоре Феофиле в Херсоне был возобновлен выпуск местных монет. Монеты Херсона фемного периода значительно отличаются от продукции других монетных дворов Византии техникой изготовления (литье), внешним видом и рядом других особенностей. На протяжении Х-ХIII вв. Херсон продолжал выпускать свою медную монету, а после прекращения деятельности монетного двора в денежном обращении на городском рынке были прежние выпуски и золотоордынские монеты.
В X в. главой херсонской администрации оставался стратиг, присылаемый из столицы. В его функции по-прежнему входила оборона города, содержание фемного войска, поддержание в надлежащем состоянии крепостных сооружений, помощь архиепископу в проведении миссионерской деятельности на соседних территориях. Наряду с регулярной византийской армией, включавшей в себя отряды наемников, существовали городское ополчение и флот. Сухопутная армия подразделялась на пехоту, кавалерию и артиллерию с соответствующим вооружением. Пехота и кавалерия, в свою очередь, делились на тяжело- и легковооруженную. Легковооруженные воины использовали во время сражения луки, топоры, ножи, дротики, кистени и проч. Тяжеловооруженные воины имели мечи, копья, пики. Боевому оружию соответствовали средства обороны воина: щит, шлем, панцирная броня, кольчуга. Как правило, в боевых действиях участвовало смешанное войско, но основную роль, начиная уже с VI в., играла кавалерия. Она значительно превосходила пехоту маневренностью, что было очень важно в сражениях с постоянными противниками империи – кочевниками. Военную мощь кавалерии повышали заимствованные у кочевников металлические стремена, полужесткое седло, сабля, бронебойные копья и дальнобойный тяжелый лук. Пехота служила лишь для защиты кавалерии.
Херсонес-Херсон существовал почти две тысячи лет, из которых тысячу – как город христианский. Тысяча лет на маленьком мысу площадью около 40 га строились базилики и крещальни, крестовокупольные храмы и часовни, странноприимные дома и усыпальницы; в город привозились иконы, кресты, церковная утварь. Херсон был проводником христианства, опорным пунктом миссионеров, паломническим центром. Безусловно, что такая долгая и активная религиозная жизнь отразилась в материальной культуре Херсона. Уже в конце III – первой половине IV в. в погребениях появляются отдельные вещи с христианскими надписями и символикой, а на рубеже IV-V вв. на загородном некрополе – первые христианские склепы. Несомненно, что в конце IV – V в. в городе уже существовала христианская община, первоначально бывшая, вероятно, немногочисленной. В последней четверти IV в. была образована Херсонская епархия, что засвидетельствовано документально подписью епископа Эферия на II Вселенском Соборе и археологически – находкой в портовом районе города навершия архиерейского жезла с надписью конца IV – начала V в.
С конца VI в. Херсон приобретает значение религиозного центра как для неофитов Таврики, так и далеко за ее пределами. Архидиакон Феодосий в конце VI в. упоминает Херсон как один из транзитных паломнических пунктов на пути к Святой Земле. В V-VI вв. в городе существовал странноприимный дом при храме св. Фоки, в котором раздавались эвлогии (благословения) в виде глиняных кружков с оттиснутым изображением святого и благословляющей надписью. Глиняные штамп и оттиск с именем св. Фоки были найдены в Портовом районе, недалеко от городских ворот, где, очевидно, находились храм этого святого и странноприимница.
При раскопках городища найдены многочисленные христианские древности: церковная утварь, использовавшаяся при Богослужении в херсонских храмах: подвесные кадила и кацеи с горизонтальными ручками – для каждения фимиама;
чеканный золоченый бронзовый диптих, служивший помянником, записи в котором делались на тонких листах пергамена;
реликварии, предназначавшиеся для хранения мощей, лампады, хоросы, лампадофоры. Предметами личного благочестия были маленькие крестики-тельники из серебра, стеатита, яшмы, бронзы;
более крупные двухстворчатые кресты-энколпионы, носившиеся поверх одежды, предназначались для хранения различных христианских реликвий: частиц мощей, ткани и проч.
Энколпионы с гравированными изображениями Христа, Богородицы, святых-орантов привозили в Херсон паломники из святых мест Ближнего Востока, где их производили мелькиты – православные сирийцы.
Для храмового и домашнего моления жители Херсона предпочитали иконы из бронзы и стеатита, которые покрывались позолотой, часто в сочетании с яркими красками. В основном все иконы были привозные. Некоторые из них изготовлены в мастерских Константинополя и Фессалоник. Так, например, в ХII в. из Константинополя были привезены две парные иконы: «Благовещение» и «Три святых воина».
Самой ранней в музейной экспозиции является небольшая стеатитовая иконка святого воина, датирующаяся ХI в. Бронзовый импорт представлен замечательной иконой XI-XII вв. с изображением архангела Михаила Хониата. К местному производству относится бронзовая икона Христа-Пантократора (ХII в.), крепившаяся на деревянную основу.
Пик экономического и культурного подъема раннесредневекового Херсона приходится на VI – VII вв. Внутри крепостных стен развернулось активное строительство, сопровождавшееся засыпью античных рыбозасолочных цистерн, перепланировкой кварталов. Именно в это время начался процесс создания нового средневекового города. В Херсоне воздвигались крупные базилики и крестообразные храмы, становившиеся городскими доминантами. На городище открыты фундаменты более 60 храмов. Формирование раннехристианской архитектуры в Херсоне проходило под влиянием сирийской и малоазийской традиций, но при доминировании столичных константинопольских канонов, которые в условиях Херсона приобретали местную специфику. При архитектурно-художественном оформлении храмов основное внимание зодчих было направлено не на внешний облик, а на решение интерьера. Строгий аскетичный экстерьер здания резко контрастировал с великолепием его внутреннего декора, что наглядно выражало идею христианского учения о преобладании внутреннего (духовного) над внешним (телесным).
В Херсонесском заповеднике можно познакомиться с богатейшей коллекцией мраморных архитектурных деталей раннехристианских храмов Херсона, наиболее полно среди которых представлены капители. Самыми ранними являются композитные капители (V в.), отличительная черта которых – наличие ажурного листа аканфа с мелкими острыми зубцами.
Композитная капитель «по своей красоте и изяществу является лучшим созданием византийских мастеров, она удачно воплотила новый вкус к декоративности, пышности, эффектам светлого и темного, ей лучше всего удалось создать впечатление нарядной легкости, уничтожить тяжесть камня». Иногда на капителях помещали изображения животных – волюты верхних углов заменяли скульптурными бараньими головками или орлами.
Из мрамора также были изготовлены амвоны, ажурные оконные решетки, алтарные преграды, вымостка пола в алтаре и центральном нефе храма. Пол и стены покрывались мозаикой. Для напольных мозаик в Херсоне использовали кубики преимущественно из обожженной глины и природного камня (мрамор, песчаник, известняк), для настенных изображений – специально изготовленную – разноцветную смальту.
Со временем мозаичный декор в византийских храмах постепенно вытеснили менее дорогостоящие фресковые росписи. Представление о храмовых росписях Херсона IХ-Х вв. дает замечательный по своей выразительности фрагмент фрески с ликом Богоматери, украшавший алтарную нишу небольшого городского храма,
часть фрески с изображением лика Святого в диадеме из Загородного крестообразного храма и практически целая фреска Богоматери с Младенцем из окрестностей поздневизантийского Херсона – генуэзской крепости Чембало, выполненная в лучших традициях Палеологовского Ренессанса столичным константинопольским мастером.
Наряду со строительством храмов на фундаментах античных зданий возводились средневековые жилые постройки. Городские усадьбы Херсона, включали в себя жилые и хозяйственные помещения, сгруппированные вокруг внутреннего двора с колодцем или хозяйственной цистерной. Многие дома имели подвалы, нависающий деревянный или каменный второй этаж под черепичной кровлей. Верхний этаж обычно отводился под жилье, внизу размещались кухня, кладовые, мастерские; в пристройках и под навесами содержался мелкий скот, птица, хранился хозяйственный инвентарь.
Как и в античную эпоху в городе были развиты гончарное, литейное, кузнечное, стеклодельное, ювелирное ремесла. Из железа изготавливали орудия труда, ковали оружие и доспехи воинов, конское снаряжение, якоря, цепи, предметы домашнего обихода, замки, дверные запоры. Из меди тянули проволоку, делали сковороды, кувшины, чаши, рыболовные крючки, украшения и т.д. Из бронзы отливали сосуды, подсвечники, лампадофоры, ажурные цепи, кубки, церковную утварь, кресты, гири, монеты и т.д.; из свинца – рыболовные грузила, инструменты золотых дел мастера. Свинцом скрепляли архитектурные детали, ремонтировали битые сосуды, из листов свинца гнули водопроводные трубы. Херсонские мастера владели техникой золочения. Позолоту наносили на бронзовые и каменные иконы, стеклянные браслеты; при этом требовался раствор из меди и ртути, которую хранили в специальных толстостенных шаровидных глиняных сосудах. Местные ювелиры использовали неизвестную в других византийских центрах технику: на железной или деревянной основе укреплялся бронзовый, серебряный или золотой листок, на котором чеканились те или иные изображения.
Было в Херсоне и собственное стекольное производство. На северном берегу города была открыта мастерская относящаяся к концу IV в. Следы стекольного производства прослеживаются вплоть до последнего периода жизни города. Херсониты, по ромейской традиции, стеклили не только храмы, но и жилые дома. Оконное стекло делалось в виде небольших квадратных и прямоугольных пластин или круглых дисков толщиной 5-6 мм, вставлявшихся в деревянные или свинцовые рамки, из которых затем собирали всю оконную раму.
На территории Херсона и в его пригородной зоне выявлено несколько средневековых гончарных мастерских, в которых изготавливали большие и малые пифосы, амфоры, разнообразную столовую и кухонную посуду: кувшины, горшки, миски, чаши, тарелки.
Особая страница в средневековом керамическом производстве – глазурованная или поливная керамика, заменившая античную керамику: чернолаковую и краснолаковую. Первые образцы поливной керамики появляются в Херсоне в первой половине IХ в. До Х в. херсониты пользовались только привозной белоглиняной глазурованной посудой с рельефными изображениями, выполненными с помощью штампа. С этого же времени появляется и более совершенная византийская керамика с полихромной росписью под прозрачной глазурью. В Херсоне найдены поздние образцы посуды этого типа (XI-XIII вв.): кубки с ручками из одного сервиза, миски, большие блюда с изображением фантастических птиц и животных, нанесенным кистью легкой широкой линией.
С ХI в. широкое распространение в Херсоне получает красноглиняная глазурованная керамика, с начала привозная, а затем и местного производства. Наиболее эффективный прием орнаментации белоглиняной посуды – роспись, уступил место гравировке острым инструментом по глине, покрытой ангобом, что открыло перед мастерами неограниченные возможности декора. В музейной экспозиции представлена только часть огромной коллекции глазурованной керамики из раскопок Херсона и его округи, хранящейся в фондах заповедника.
Средневековый Херсон, как и другие византийские города, имел свои пригородные земли. Многие горожане совмещали какое-либо ремесло с выращиванием на загородных или приусадебных участках винограда, зерновых, садово-огородных, технических культур или занимались переработкой сельхозпродукции: виноделием, размолом зерна, выпечкой хлеба. Не случайно в херсонских усадьбах находят железные наконечники плуга – сошники, мотыги; для уборки урожая – серпы, косы-горбуши, виноградный нож; инструменты мельничного дела: каменные жернова, ступы, а также зерна пшеницы, ячменя, проса, ржи.
Благодаря близости моря, одним из наиболее доступных и распространенных промыслов оставался рыбный. Он не уменьшался на протяжении всей истории существования города и носил товарный характер. Ловили рыбу сетями и переметами, крупную били гарпунами; для сбора съедобных моллюсков: устриц, мидий, гребешков – применяли драги. К сетям подвешивали грузила в виде небольших керамических пирамидок и бочонков с просверленными отверстиями, свинцовых колец или просто обломки камня или плоской керамики со сквозными отверстиями. Во время ночного лова использовали факельницы. Сушили сети во дворе под навесом или в кладовой. С ловлей рыбы была тесно связана, как и в античный период, добыча соли. Прежде всего, большое количество соли требовалось для обеспечения внутренних потребностей горожан, особенно рыбозасолочного промысла. Получали соль из Херсона и население Таврики, и Малоазийское побережье.
Помимо рыбного и соляного промыслов херсониты занимались охотой, о чем свидетельствуют многочисленные находки костей диких животных и птиц: оленя, сайгака, кабана, уток, лебедей и др. Кости и рога диких и крупных домашних животных, а также раковины устриц широко использовались в косторезном производстве. Слоновая кость употреблялась преимущественно для изделий церковного обихода. Для обработки кости и дерева ремесленники Херсона применяли пилы, ножи, сверла, циркуль, резцы, токарный станок. Наиболее популярными были циркульный и геометрический орнаменты: кружочки, линии, точки, крестики и т. п. Наряду с костяными изделиями художественной резьбой и инкрустацией украшались изделия из дерева: двери, мебель, шкатулки. Во время раскопок в Херсоне находят костяные пластинки с резным изображением птиц и животных, вписанных в различные геометрические формы: круг, сегмент, треугольник, прямоугольник. Ими украшали погребальные покровы, иногда они служили диптихами для записей по воску. Местные мастера делали замечательные наборные шкатулки из пластинок с ажурным резным рисунком.
В византийских городах, вероятно, как и в Древней Руси, и в Западной Европе, использовались ткацкие станки, сначала – вертикальный, а с ХII-ХIII вв. – горизонтальный, изобретение которого было важным техническим достижением средневековой эпохи. Основным сырьем для изготовления тканей была шерсть, которую чесали специальными железными гребнями с длинными частыми зубьями. При скручивании нити, для усиления ее вращательного движения, использовали каменные или глиняные пряслица, которые надевали на конец веретена. Швеи Херсона в своих занятиях рукоделием использовали бронзовые и костяные наперстки, проколки, иглы, ножницы, и др. В средневековых домах и погребениях Херсона нередко находят обрывки шерстяных, льняных, шелковых тканей, фрагменты парчи. Для окраски тканей разнообразные минеральные и растительные красители. Наиболее дорогие шелковые ткани изготовляли в Константинополе, Александрии и Антиохии. Интересно, что византийское правительство ввело на шелк государственную монополию (и на производство, и на торговлю). Право на ношение одежды, сшитой из некоторых сортов шелка, имел только император. Эти ткани также использовались для даров иностранным государям, подкупа послов, выкупа пленных. Выше всего ценили ткани, окрашенные в натуральный пурпур.
Главным, что давало городу возможность процветать на протяжении его двухтысячелетней истории, была торговля. Основными торговыми партнерами Херсона в V-VII вв., помимо Юго-Западного Крыма, были Малая Азия и Сирия, в меньшей степени – Североафриканский регион. В конце VII в. в Крыму появились хазары, под контролем которых к началу VIII в. находился почти весь полуостров. Херсон оставался, практически, единственным местом в Таврике, на которое не распространялось хазарское влияние. Но уже в третьей четверти IX в. венгры изгнали хазар из Крыма, а в 889 г. мадьяры были изгнаны печенегами, с которыми Херсон стал поддерживать дипломатические и торговые связи. «Если херсониты не будут ездить в Романию и продавать шкуры и воск, которые скупают у печенегов, – писал император Константин Багрянородный, – то не будут существовать». Относительная политическая и экономическая изоляция Херсона от империи в период хазарского владычества в Крыму постепенно исправлялась. В X в. город возвращает себе роль важного центра транзитной торговли. Он был связан торговыми отношениями почти со всем Южным Причерноморьем. Торговыми судами активно использовался прямой маршрут от Босфора до Херсона. Огромное значение для его экономики в IX-XII вв. имели северные торговые пути. По Волге, Дону, Днепру перевозились товары; осуществлялась связь с ближайшими и отдаленными районами. Херсониты торговали не только с Поднепровьем, но и с Северной Русью: Новгородом, Псковом, Старой Ладогой. Через Херсон проходил путь из Восточной Европы в Византию, Малую Азию, страны Средиземноморья. Корабли, груженные солью, рыбой, мехами, шкурами, воском, медом, шли из Херсона на юг, а затем двигались вдоль южного побережья Черного моря в намеченные порты. В Трапезунде, Синопе, Амастриде, Никомидии и других городах побережья сходились караванные дороги, идущие с востока и юга. На северный берег Черного моря везли хлеб, оливковое масло, лекарства, металл, ткани, дорогую стеклянную и глазурованную посуду, церковную утварь, мрамор, цветной отделочный камень и многое другое. В Херсоне также осуществлялся обмен привозных товаров и изделий местных мастерских на сельскохозяйственную продукцию, при этом использовали весы и гири разнообразных форм: от простых уплощенных бронзовых дисков до высокохудожественных фигурок императоров.
Эпохальным историческим событием Х в. был военный поход и крещение Киевского князя Владимира в Корсуни (так назвали Херсон древнерусские летописи).
С принятием христианства Киевская Русь приобщилась к высокой византийской культуре, получила через нее широкий доступ к накопленным человечеством знаниям. Крещение и женитьба на порфирородной принцессе Анне были крупным успехом международной политики Владимира. Усилились его позиции в отношении самой Византии и укрепилось значение его державы на Черном море и Балканах. Владимир породнился с первым в Европе императорским домом, что еще больше подняло международное значение Киева. Как известно из «Повести временных лет», Владимир из Корсунского похода привез на Русь греческих священников, иконы, церковную утварь, а также «на благословенье себе» мощи св. Климента, положенные в 1007 г. в Десятинную церковь. Впоследствии Киевская Русь никогда не забывала о том, что начало христианскому просвещению – ключевому, основополагающему событию в ее истории – было положено именно в Херсоне-Корсуни.
Для Херсона, как и для других византийских центров, была характерна этническая пестрота. В разное время здесь жили греки, сарматы, аланы, хазары, славяне, армяне, евреи, арабы, западноевропейцы и многие другие народы, оставившие на херсонесской земле памятники своей материальной культуры и письменности. Но основную массу населения, как и в античную эпоху, все же составляли греки. И официальным, и разговорным языком средневекового Херсона был греческий, на котором почти все говорили, и который, по крайней мере, все понимали; греческой была и письменность. В быту писали заостренными бронзовыми или костяными палочками – стилями – по воску, которым покрывалась внутренняя поверхность специальных пластинок – диптихов. Материалом для книг, свитков и кодексов служил пергамен, по которому писали коричневыми железистыми чернилами. Каждая рукописная книга представляла собой произведение, единственное в своем роде, которое невозможно было в точности повторить. Существовали специальные мастерские, в которых работали писцы, пергаменщики, художники, создававшие рукописи. Сами книги и документы в Херсоне, к сожалению, не найдены, но сохранились бронзовые застежки книг-кодексов, печати из свинца, скреплявшие свитки, ножи для разрезания пергамена, плоские свинцовые кольца для линования; письменные принадлежности: стили, диптихи – сдвоенные дощечки, внешняя поверхность которых украшена резьбой; стеклянный флакон для чернил, керамические чернильницы и пр.
Разнообразные археологические находки позволяют проиллюстрировать многие стороны быта жителей средневекового Херсона: от медной кухонной посуды и столовых приборов до глиняных детских игрушек. Легко представить, как были одеты жители Херсона в средние века. Известно, что византийцы, в отличие от римлян, носили брюки, поверх которых надевали хитон и длинный плащ, застегивавшийся булавкой. Женский хитон был длиннее мужского: законы запрещали женщине щеголять в мужской одежде. С V-VI вв., когда возросла популярность женских украшений, херсонские модницы стали использовать разнообразные застежки (фибулы), пуговицы, пряжки; украшения из металла и стекла, среди которых преобладают браслеты разнообразных форм и цветов: овальные в сечении, треугольные, многогранные, витые, черные, синие, с золотыми полосами; а также серьги, бусы, подвески и т.д.
Безусловно, жители города пользовались различными косметическими средствами и достижениями современной им средневековой медицины. Не избежали херсониты и увлечения алхимией, тщетно искавшей пути получения золота из металла и элексира бессмертия. Во время раскопок были найдены фрагменты стеклянных сосудов из «лаборатории» местного алхимика.
Горожане занимали свой досуг музыкальными упражнениями, настольными играми. Как и во всем средневековом мире, в Херсоне были популярны шахматы. Хотя, как известно, и Восточная, и Западная церкви высказывали негативное отношение к шахматам. Патриарх Фотий в IX в. приравнял шахматы к играм в метательные кости, которые были запрещены еще VI Вселенским Собором (680-681 гг.), а кардинал Дамиани в ХI в. писал: «Я останавливаю свое перо, ибо краснею от стыда, что должен упоминать о еще более презренных видах баловства, нежели охота и ловля птиц, а именно,: о страсти к играм в кости и шахматы…». Но, несмотря на строгие запреты, интерес и любовь к шахматам не угасали. В шахматы играли императоры, епископы, простой люд. Херсониты же, судя по археологическим находкам, увлекались не только шахматами и шашками, но и игрой в кости.
В ХII-ХIII вв. меняется политическая ситуация в Европе. Завоевание крестоносцами Константинополя в 1204 г. и последовавшее за этим проникновение и укрепление в Крыму итальянцев, совпавшее с татарским нашествием, изменили обстановку в Северном Причерноморье и место Херсона в системе торговых связей. Город утратил свою многовековую роль международного центра транзитной торговли, и его торговая монополия в Северном Причерноморье перешла к другим городам Крыма и Приазовья. Средиземноморские товары теперь попадали в Херсон через посредство итальянских купцов. После распада Византии на ряд «имперских центров» Херсон вошел в сферу политического влияния Трапезундской империи Комнинов, в связи с чем активизировались его торговые контакты с Малой Азией.
В городе появляются художественные изделия из бронзы малоазийско-армянского и западноевропейского круга: бронзовые ступки и пестики, использовавшиеся в фармацевтике для приготовления лекарств; изящные узкие пеналы (калемданы) с гравированным орнаментом и арабскими надписями, инкрустированными медью или серебром; бронзовые светильники с арабскими надписями, иранские люстровые тарелки. На привозной западноевропейской бронзовой чаше были выгравированы латинские надписи, обозначающие человеческие пороки: хитрость, обман, ненависть, вражда, гнев, месть, мотовство, идолопоклонство, зависть, клевета, грех, преступление и аллегорические изображения этих пороков (обычно такие чаши были парные, на второй чаше перечислялись главные человеческие добродетели).
Катастрофическими для Херсона стали набеги кочевников XIII в., в результате которых сгорела большая часть города, и он уже никогда не восстанавливался в прежних границах. Его территория сократилась практически до размеров Портового района с элементами «точечной» застройки на других участках городища.
В XIV-е столетии город вступил экономически задавленным генуэзцами, разоренным и сожженным кочевниками. Не миновала его и общеевропейская трагедия – чума – и страшное крымское землетрясение 1341 г. До сих пор историки спорят о том, что представлял собой Херсон в этот период. Одни называют его городом, другие полагают, что от Херсона остался лишь жалкий рыбацкий поселок на берегу Карантинной бухты, третьи – вообще отрицают жизнь на херсонесском городище в XIV в. Пережитые трагедии, показавшие иллюзорность материальных благ, усилили в средневековом обществе конца XIII – XIV в. религиозность, привели к подъему духовности, возрождению монашества. Херсон не стал исключением. В его округе основываются новые и возрождаются прежде существовавшие пещерные и наземные скиты, поддерживаются древнейшие, известные всему христианскому миру, мемории св. Климента и св. Мартина, храмы украшаются искусной резьбой, расписывались фресками в лучших традициях палеологовского искусства. Известно, что в 1280 г. Херсонская епархия была возведена в ранг митрополии, а в 1390 г. постановлением церковного синода под контролем херсонского митрополита оказалось все побережье Таврики вплоть до Судака. В ХIV в. в Херсоне была образована католическая епископия и даже было принято решение воздвигнуть в городе собор св. Климента.
Во второй половине XV в. упоминания о нем уже более не встречаются в письменных источниках.
Т.Ю. Яшаева[/spoiler]
СОСЕДНИЕ ТЕРРИТОРИИ. ХЕРСОН И ЕГО СОСЕДИ (ЧЕМБАЛО И КАЛАМИТА)
[spoiler]Севастопольская земля богата самыми разнообразными археологическими памятниками от праистории до самого позднего средневековья. Кроме городища древнего Херсонеса – Херсона и его сельскохозяйственной округи сегодня в состав заповедника входят два уникальных памятника археологии и архитектуры, средневековые крепости Чембало и Каламита, представляющие две конкурирующие силы в Юго-западном Крыму – генуэзскую колониальную администрацию и провизантийское княжество Феодоро.
ЧЕМБАЛО
Генуэзская крепость Чембало расположена на территории современной Балаклавы у входа в живописную бухту в древности имевшей название Сюмбалон (бухта Символов). Крепость неоднократно упоминается в письменных источниках и нарративных памятниках XIV-XVII вв., описаниях путешественников М. Броневского (1578), Э. Челеби (1665), З. Аркаса (1848) и др.
Она расположена на мысу с востока прикрывающем балаклавскую гавань и занимает доминирующую высоту, получившей названия Крепостной горы (Кастрон), вздымающейся двумя вершинами над узким входом в бухту.
В плане крепость имеет практически четырехугольную форму, ее площадь составляет около 7 гектаров.
Точное время появления генуэзцев в балаклавской гавани неизвестно. Очевидно, это случилось незадолго до опустошительного набега на Крым татарских орд хана Джанибека в 1345 г.
Создание крепости, очевидно, в основном завершилось к 1433 г. Вместе с тем коренная реконструкция оборонительных сооружений проводилась еще и в начале 60-х гг. XV столетия (1463-1467). Расположенная на скальном уступе, крепость имела особую систему водоснабжения. Вода подавалась по специально проложенным ниткам керамического водопровода с отрогов горного массива Кефало-Вриси На скалистом северном берегу мыса под защитой крепостных башен в укромной гавани размещался порт. Здесь же находилась рыночная площадь. Чембало была известна своим знаменитым на всю округу рыбным рынком.
В 1475 г. После падения Кафы, затем Солдайи крепость Чембало была оставлена и турки захватили ее без боя, дав ей новое название – Балык-юве («рыбье гнездо»).
С захватом Крыма турками в 1475 г. Чембало-Балаклава стала одним из опорных пунктов турецкого владычества на полуострове. Административно она подчинялась кафинскому паше и наряду с Мангупом являлась местопребыванием кадия Мангупского кадылыка и начальника таможни. По сообщению Э. Челеби крепость потеряла свое былое стратегическое значение и уже с XVI в. на территории крепости располагались лишь несколько домов для турецкого гарнизона, да время от времени томились неугодные султану крымские ханы.
Первые описания крепости оставили нам посол польского короля Стефана Батория Мартин Броневский, посетивший здешние места в 1578 г. и турецкий географ Эвлия Челеби – осенью 1665 г. Подробное описание крепости Чембало с ее памятниками мы встречаем в и труде З. Аркаса в «Описании Ираклийского полуострова и его древностей» (1848). С современной точки зрения наиболее основательное и точное описание крепостных сооружений Чембало составил в 1929 г. Е.В. Веймарн.
Основу крепостного ансамбля Чембало составляют фортификационные сооружения двух узлов обороны, расположенных один в другом: внешний, где располагался собственно город, получивший к середине XV в. название города св. Георгия (castrum St. Jori) и внутренний – укрепленный замок – город св. Николая (castrum St. Nikolas), где размещалась административная часть колонии – резиденция консула со служебными постройками.,
Единственная проезжая дорога к Чембало вела вдоль восточного берега бухты, поперек устья ущелья Кефало-Вриси, к воротному проему в крепостной стене, фланкированному двумя мощными первоначально квадратными, затем круглыми башнями. Эти башни, находящиеся на наиболее уязвимом участке, были усилены дополнительно передовыми оборонительными стенами барбаканами, предназначенными для защиты крепостных сооружений от осадных орудий.
Доминантой в силуэте крепости св. Георгия являлась круглая башня – донжон, стоящая на высшей точке крепостной горы. Донжон являлся главным опорным пунктом юго-восточного участка обороны и одним из последних убежищ защитников крепости на тот случай, если падут наружные стены.
Башня сохранилась на полную высоту (21 м) и имела три этажа. Нижний ярус – представляет цистерна для хранения воды. Вода поступала сюда по трубам из каптажей на горе Кефало-Вриси, расположенной в километре к юго-востоку от крепости Чембало. Второй ярус – был жилым. На третьем – располагался дозор. Верхние этажи были разделены деревянным перекрытием и освещались через узкие окна-бойницы, в стенах были устроены ниши.
В темное время суток и в непогоду, расположенный на доминирующей высоте донжон использовался и как маяк. После захвата Чембало-Балаклавы турками эта башня также использовалась в качестве маяка. В течении шести месяцев в году с начала мая по начало ноября на ее площадке горел 10-ти рожковый фонарь.
На севере со стороны бухты город защищала, идущая по ломаной линии оборонительная стена, усиленная квадратными башнями.
На самом мысу на вершине скалистой площадки, прикрытой оборонительными стенами, размещался консульский замок.
Возведенный на вершине второго уступа Крепостной горы консульский замок представлял собой небольшую крепость с мощной прямоугольной башней высотой более 15 м, размещавшейся над обрывом с южной стороны. С севера, востока и запада по краю уступа замок был обнесен оборонительной стеной имевшей со стороны порта еще одну башню. Помимо этого, судя по сохранившимся строительным остаткам, в архитектурный ансамбль замка еще входили массария (ратуша) и помещения для стражи, а запада, над входом в гавань, оборонительную линию замка замыкало здание церкви.
Постоянные археологическое исследования крепости началось в 1991 году.
В 1998 году раскопки были возобновлены совместной экспедицией национального заповедника «Херсонес Таврический» и Харьковского национального университета.
С 2002 года на памятнике работает совместная экспедиция Крымского филиала института археологии НАН Украины (Симферополь) и Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург).
С 2004 г. на памятниках крепости начались планомерные консервационные работы.
КАЛАМИТА
Еще одной исторической достопримечательностью, входящей в состав заповедника является Крепость Каламита расположенная в черте современного пгт. Инкерман в устье реки Черной, на плато Монастырской скалы.
Крепость Каламита относится к уникальным памятникам крымского средневековья – так называемым «пещерным городам Крыма».
Крепость была основана в VI в. в результате региональной политики византийских императоров, построивших в конце VI – VII вв. на подступах к Херсонесу – северному форпосту империи, цепь укреплений, в которых несли службу гарнизоны из местных гото-аланских племен, союзников Византии. Строительство стен и монументальных зданий проводилось под руководством византийских инженеров, с привлечением строительных артелей Херсонеса, силами и за счет местного населения.
Монастырская скала была выбрана для сооружения крепости не случайно. Она находилась на важном перекрестке дорог, идущих из степной части Крыма в Херсонес. К тому же скала была прекрасно укреплена самой природой: ее южный и северный склоны, круто обрывающиеся в Первомайскую долину, представляют собой естественную преграду, высотой от 40 до 80м.
Название «Каламита» известно из морских карт генуэзцев ХIV -ХV вв. В ХV в. мангупский князь Алексей восстановил древнюю крепость, которая должна была защищать порт княжества Феодоро. Вероятно, в это же время в толще Монастырской скалы был основан пещерный христианский скит.
В 1433 г. столкновение торговых интересов Мангупа и Кафы приводит к захвату Алексеем генуэзского укрепления Чембало. Это было сделано при поддержке населения Чембало, восставшего против колонистов. Через год войска под командованием Карла Ломеллино, посланные из Генуи, вновь овладели Чембало, на один день захватили покинутую жителями Каламиту и сожгли ее. Но вскоре крепость была вновь занята Алексеем, а войска Ломеллино разбиты под Солхатом ордынцами. В каламитском порту был невольничий рынок, на котором татары и генуэзцы сбывали туркам захваченных в плен невольников.
В 1475 г. крепость Каламиту захватили турки и переименовали в Инкерман. В конце ХVI-начале ХVIIвв. они перестроили оборонительные стены и башни, приспособив их для использования огнестрельного оружия.
В ХVII в., по свидетельству турецкого путешественника ХVII в. Эвлия Челеби, в крепости было 10 домов, но люди там не жили, «ворота стражники закрыли на ключ, а комендант вместе с отрядом из пятидесяти человек состоящим в долине у подножия этой горы проживает в саду. В случае какой-либо опасности весь люд из предместья, деревень окрестных и приморских прибывает в замок, дабы найти охрану за его стенами. … вследствие того, что в тамошних скалах находится множество «инов», что означает пещеры, татары называют этот замок Инкерман».
В ХVII в. через Каламитский порт по-прежнему шла оживленная торговля, о чем известно из сообщения священника Иакова, бывшего в Крыму 1634-1635 гг. в составе русского посольства. Он писал, что в Инкермане живут люди многих национальностей, и что к городку с моря приходят корабли из разных стран.
К середине ХVIII в. крепость и порт Каламита-Инкерман утратили военное и торговое значение и были заброшены, но почти через сто лет был возрожден древний пещерный скит и освящен в память святого Климента, папы Римского.
В настоящее время на плато Монастырской скалы сохранилось шесть башен, перестроенных турками после захвата крепости; высота башен достигала 12м Площадь крепости, огражденная крепостными стенами, составляла 1500 кв.м.
Все башни были соединены между собой куртинами (высотой 8-10м, толщиной от 1,2 до 4м), имевшими парапет с зубцами. Боевой проход по верху стен, отличавшихся небольшой толщиной, был расширен специальными деревянными подмостьями, на которых размещались защитники. Когда крепость перестраивалась турками, толщина первой, второй и четвертой куртин была вдвое увеличена пристройками с наружной и внутренней стороны. Парапет у стен стал иной; вместо зубцов были проделаны круглые отверстия для стрельбы из ручного огнестрельного оружия. Старую стену понизили до одного уровня с новой внутренней стеной, и по ним теперь могли свободно передвигаться защитники крепости. Не перестраивалась лишь куртина между третьей и пятой башнями: этот участок обороны надежно прикрывался вновь выстроенной четвертой башней.
В систему оборонительных сооружений крепости в ранний период входили и верхние пещеры, расположенные в южном обрыве мыса.
Инкерманская (Чернореченская) долина, особенно в районе устья реки Черной, где расположена крепость Каламита, богата и другими памятниками истории и археологии. Слева от древней дороги, ведущей из долины в крепость, в 200 метрах к северу от крепостных ворот, в обрыве скалы небольшой кладбищенской балки находится пещера естественного происхождения, имеющая даже сейчас площадь – около 400 кв. м. Ученые-палеонтологи предполагают наличие в ней стоянки первобытного человека-неандертальца.
Памятниками поздней античности и раннего средневековья в этом районе служат могильник Ш-IV вв., известный под названием «Инкерманский», расположенный в 0,6 – 0,7 км. к северу от крепости, могильник этого же периода на территории совхоза «Севастопольский», могильники первых веков н.э. у с. Хмельницкое, на склонах Федюхиных высот и Сапун-горы. Здесь зафиксировано также много памятников раннего и позднего средневековья: могильник на западных склонах высоты «Сахарная головка» (IV-VII вв.), могильник V-VII вв. на южных склонах Цыганской балки, поселение и могильник IV-Хвв. на юго-западном склоне Загайтанской высоты; могильник самой Каламиты-Инкермана XIV-ХVШ вв. в 300-400 м. к северу от крепости; остатки пещерных монастырей в устье Каменоломной (Советницкой) балки, на южных и юго-западных обрывах Монастырской и Загайтанской высот, а также ряд памятников на склонах Загайтанской скалы.
По мнению историков, в эпоху развитого средневековья в Инкерманской долине начал складываться монашеский центр, подобно Афону, Олимпии, Метеоре, Вулканической долине и только турецкая экспансия остановила этот процесс. В скалах Инкермана выявлено около 30 средневековых пещерных церквей и 9 монастырских комплексов, один из которых – монастырь св. Климента – ныне действующий.
Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII-IX до XIV-XV вв., но в одном исследователи сходятся во мнении: отдельные пещерные церкви и отшельнические кельи Инкермана являются наиболее древними среди прочих христианских пещерных сооружений Крыма. Церковное предание связывает их появление со ссылкой в Инкерманские каменоломни в 98 г. святого Климента, третьего римского папы, рукоположенного самим апостолом Петром.
Основные помещения монастыря – пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы. Вход в монастырь св. Климента расположен в нижней части скалы (в средневековое время было не менее 3-х входов с лестницей); от него идет вперед-вверх коридор-тоннель, в правой стене которого вырублены окна и 2 балконные двери; в левой стене по ходу коридора расположен ряд помещений: склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущей на верхний ярус, с кельями и колокольней и три пещерные церкви: Мартиновская, Андреевская, Климентовская.
После выселения христиан из Крыма в 1778 г. монастырь был заброшен. Его восстановление началось после присоединения Крыма к России, в середине XIX в., по инициативе преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Некоторые сложности в тихую жизнь обители, внесло строительство железной дороги Лозовая-Севастополь в 1875 г, прошедшей по территории киновии; но с другой стороны, это облегчило доступ к ней паломников, специально для которых в 1891 г. у подножия скалы была сооружена 2-хэтажная гостиница. Через четыре года был построен полупещерный Пантелеймоновский храм, в память спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 г. в Борках.
В 1905 г., к 50-летнему юбилею обороны Севастополя, в скалах Инкерманской долины было возрождено еще несколько древних храмов: пещерный храм св. Софии переосвящен во имя иконы «Всех Скорбящих Радость», внутри него были размещены образа воинских частей, принимавших участие в инкерманском бою; на месте другого древнего пещерного храма устроена церковь Димитрия Солунского; на плато Монастырской скалы был сооружен величественный наземный Никольский храм.
Тогда же по рекомендации А.Л. Бертье-Делагарда, известного севастопольского военного инженера, историка и археолога, был проведен ремонт первой башни крепости и ее ворот.
После революционных событий семнадцатого года монастырь был упразднен, храмы постепенно закрывались. В 1931 г. были окончательно закрыты древние пещерные храмы: Климентовский, Мартиновский, Андреевский.
В третий раз Инкерманский Климентовский монастырь был возрожден в 1991 г. и ныне является действующим.
Т.Ю. Яшаева[/spoiler]