Постоянная экспозиция, посвященная истории Херсонеса средневекового периода (в византийских хрониках – «Херсон»), находится на втором этаже византийского корпуса. Впервые археологические находки из раскопок Херсонеса, в т.ч. византийские, стали экспонироваться еще в 1892 г. по инициативе К.К. Косцюшко-Валюжинича в т.н. “Складе местных древностей”. После упразднения Херсонесского монастыря (1924), в бывшей монастырской трапезной под руководством К.Э. Гриневича был открыт “Античный зал” (07.06.1925), а в бывшей Корсунской церкви – “Византийский зал” (19.07.1925), однако очень скоро, в духе времени, было рекомендовано заменить название “византийский” на “феодальный”, а затем “средневековый”. В годы Великой Отечественной войны фондовая коллекция была эвакуирована в г. Свердловск. Через год после освобождения Севастополя и возвращения экспонатов из эвакуации (1944) музей был вновь открыт для посетителей. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. началась подготовка новых экспозиций и уже в 1954 г. был открыт новый Средневековый зал (автор концепции Е.А. Паршина). Ныне действующая византийская экспозиция была открыта в 1982 г. (автор концепции Л.Г. Колесникова, художники-дизайнеры Т.М. Манто, Г.М. Манто). В 2015 г. ей было возвращено первоначальное название «византийская», в настоящее время она включает в себя 3050 экспонатов, иллюстрирующих различные стороны жизни Херсонеса – Херсона конца IV-XIV вв..
Экспозиция, развернутая в двух залах, построена по историко-хронологическому принципу. Все предметы материальной культуры распределены по блокам – в соответствии с темами, которые они отражают, внутри блоков соблюден хронологический принцип.
Первый зал экспозиции включает в себя такие тематические блоки как Крым в позднеантичную эпоху. Управление. Армия. Религия. Христианская архитектура. Градостроительство. Экономика. Ремесла. Сельское хозяйство и промыслы. В витринах и на подиумах размещены артефакты преимущественно раннесредневекового периода. Доминантой и украшением зала несомненно являются ранневизантийские резные мраморные капители из христианских храмов Херсонеса, эффектно расположенные перед апсидой на высоких подиумах, имитирующих колонны.
Интересны фрагменты ножек раннехристианских мраморных литургических столов конца IV-V вв., декорированные символичными евангельскими образами: Добрый Пастырь, Орфей, жертвоприношение Исаака и др. Христианские мотивы, так или иначе, вплетаются почти во все экспозиционные темы, что вполне закономерно, т.к. христианство, бывшее основным мировоззрением византийцев, пронизывало практически все сферы жизни византийского общества. Изображение главного христианского символа – креста можно увидеть на плите со строительной надписью о восстановлении оборонительных стен Херсона при императоре Зеноне, на печатях, монетах, керамических изделиях, навершии ножен, украшениях и прочих предметах.
Как писал в IV в. Иоанн Златоуст: «Крест находится повсюду: на домах, на торжищах, в пустынях, на дорогах, на горах, в пещерах, на холмах, на море, на кораблях на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, в чертогах, на золотых и серебрянных сосудах, на драгоценных камнях, на стенных картинах …, в пиршественных собраниях и келлиях подвижников…». Большим разнообразием отличаются бронзовые кресты: энколпионы и тельники. Отдельную группу составляют перламутровые крестики, которые являлись евлогиями (благословениями) Святой Земли. Помимо предметов личного благочестия в экспозиции можно познакомится с византийской церковной утварью: бронзовыми хоросами, лампадофорами, лампадами и кадилами, иконами и богослужебные крестами.
Раритетом Херсонесского музея-заповедника является коллекция стеатитовых икон с образами Богоматери, святых, двунадесятыми праздниками, многие из них сохранил следы позолоты и красок. Из столичной мастерской вышли две парные иконы ХII в.: «Христос, коронующий трех Святых воинов» и «Благовещение».
Замечательный образец малоазийского импорта – бронзовая икона Архангела Михаила Хониата XI-XII вв., работой местного мастера является круглая бронзовая икона Христа Пантократора.
Большой интерес представляют экспонаты, иллюстрирующие средневековые ремесла: обработку металла и камня, стеклоделие, гончарство. Гордость музейной коллекции – глазурованная керамика IX-XIVвв., заменившая античную чернолаковую и краснолаковую посуду. На изящных чашах, блюдах, кувшинах изображены реальные и фантастические животные, растительные и геометрические мотивы, мифологические сюжеты.
Феерия цвета, орнаментов, форм! В экспозиции представлена только часть огромной коллекции глазури из раскопок Херсона и его округи.
Второй экспозиционный зал включает в себя артефакты преимущественно средне-и поздневизантийского времени.
В вертикальных витринах – разнообразные предметы, характеризующие широкие культурно-экономические контакты Херсона. Исключительный интерес представляет витрина, рассказывающая о русско-корсунских связях, апогеем которых стал военный поход и крещение князя Владимира в Корсуни. С принятием христианства Киевская Русь приобщилась к высокой византийской культуре, получила через нее широкий доступ к накопленным человечеством знаниям. Русь никогда не забывала о том, что начало христианскому просвещению – ключевому, основополагающему событию ее истории – было положено именно в Херсоне-Корсуни. Как известно, в Корсуни вместе с князем была крещена и его дружина. В витрине можно увидеть воинское погребение, наконечники ножен скандинавского типа, возможно, принадлежавшие дружинникам князя Владимира.
Древнерусские энколпионы в сочетании с другими артефактами, позволяют говорить о русской прослойке в Херсоне, а находка бронзового аналойного креста конца ХII – первой четверти ХIII в. со славянскими надписями – предположить существование в городе русского прихода. Крест, отлитый в высококачественной каменной литейной форме, отличается изумительной тонкой работой.
Квадратные горизонтальные витрины в центре зала содержат материал, иллюстрирующий повседневную жизнь херсонитов: торгово-денежный обмен, грамотность, книжную культуру, досуг, модные в разные столетия украшения, аксессуары и прочие стороны быта.
В конце зала представлены артефакты, характеризующие последние столетия жизни города. Предпоследняя витрина содержит археологические находки из слоя пожарищ XIII в. В последней витрине и арочной нише представлены экспонаты, отражающие положение город и его округи в XIV в., несомненной доминантой среди которых является великолепной константинопольской работы икона Богоматери Одигитрии из раскопок крепости Чембало первой половины XIV в.
Византийская экспозиция Херсонесского музея-заповедника не только освещает различные сферы жизни Херсона и его предместья. Она дает уникальную возможность соприкоснуться с бесценным наследием великой древней цивилизации.
Приглашаем в мир Византии!