Так говорил историк Фукидид, живший в Афинах в V в. до н.э. Как и все эллины, он понимал, что и город, и государство – это далеко не только дома, улицы, оборонительные сооружения, но, в первую очередь, это граждане, общность людей. Они – главная ценность, есть они – будут и стены.
Полис – разновидность более широкого понятия «город-государство» – вырос из сельской общины и стал одним из вариантов общинной структуры. Иными словами, это было государство-община, но община особая, гражданская. Она состояла из коллектива граждан – собственников земельных наделов, воинов и участников народного собрания. Земля в полисе была коллективной и частной в одно и тоже время.
В полисе обязательно было народное собрание, в котором принимали участие совершеннолетние полноправные граждане мужского пола данного государства. Имелись и другие органы управления – совет (буле), выборные должности (магистратуры), суд. В самой основе полиса заложена идея гражданоправства. Полис – это, как правило, республика. Большую роль в эллинских городах-государствах играла коллегия стратегов (в дословном переводе с греческого – «полководцев»).
Также словом «полис» греки называли еще и город, то есть урбанизированный центр (место проживания большого количества людей, с плотной застройкой, с улицами, площадями, тавернами, рынками, театрами, банями, публичными домами и прочими достижениями цивилизованной жизни). Физически полис состоял из города и сельской территории – хоры, на которой полноправные граждане (и только они) получали наследственные участки – клеры. Некоторые из граждан предпочитали постоянно жить в сельской местности, в усадьбах, выстроенных на клерах. Большинство же выбирало город и выезжало на участки по мере необходимости. Сделать это было несложно, ибо полис – государство, как правило, небольшое, иногда в несколько тысяч человек.
Собственно город традиционно делился на «верхний» (акрополь) и «нижний» город. Акрополь – страж, он окружен стенами, за которыми в случае необходимости могло скрыться все население города и прилегающих к нему сел. Это также святое место, где возвышались храмы богов, стояли алтари и статуи, хранилась государственная казна. Центром нижнего города была рыночная площадь – агорá (греч. ἀγορά), там проходили заседания народных собраний, деловые встречи, велись беседы. Агору также украшали портиками (крытыми галереями). В нижнем городе строили жилые дома, здесь находились ремесленные кварталы. Во избежание неприятностей греки и нижний город стали окружать оборонительными сооружениями.
Статья подготовлена сотрудниками научно-фондового отдела музея-заповедника “Херсонес Таврический”.