В древности корабли играли огромную роль в жизни общества, а взаимоотношение с морем являлось неотъемлемой частью человеческого существования. Морские сюжеты с изображениями парусников встречаются в произведениях искусства, а также на предметах быта.
Зачастую в средние века они были исполнены в технике «граффити». В исторической науке этот термин применяется для обозначения надписей и изображений, процарапанных на различных поверхностях – стенах зданий, культовых и бытовых предметах, сосудах.
Среди граффити, найденных в средиземноморско-черноморском регионе, варианты с кораблями представлены гораздо большим количеством, чем другие символы. Обычно граффити наносились с помощью острого инструмента. В большинстве случаев, они представляли собой схематично переданную основную часть корпуса и детали парусного вооружения. Имеющиеся в распоряжении ученых граффити с изображением кораблей, возможно, не являются надежными свидетельствами для изучения судостроения, однако, при отсутствии письменных источников, граффити могут дать дополнительные знания в этой области. Считается, что они чаще всего встречаются в регионах, имеющих непосредственный выход к морю. Практически во всех странах Средиземноморья были найдены граффити с изображением кораблей. Крымский полуостров, издревле входивший в орбиту международной морской торговли, также богат такими находками. Однако в Херсонесе граффити подобного рода встречаются нечасто.
В 2004 г. при раскопках жилого квартала в Южном районе Херсонеса археологами был найден интересный объект с процарапанными изображениями двух парусников. Памятник находился в слое разрушения квартала, датируемого серединой – третьей четвертью XIII в. В слое горения на полу помещения – в кладовой жилого дома – было найдено два раздавленных пифоса (больших керамических сосуда). Здесь же было рассыпано отгоревшее зерно.
При реставрации одного из пифосов на его стенке были выявлены многочисленные граффити. Несмотря на то, что пифос был разбит, а поверхность частично обгорела в пожаре, изображения достаточно хорошо читаются. Размеры склеенного фрагмента с граффити 0,83 × 0,60, при толщине стенок 1,8 см.
В центре композиции расположены два судна, следующие друг за другом. Над кораблем изображена птица с распростертыми крыльями, вероятно, чайка. Первое судно более крупное, хотя можно предположить, что второе, более мелкое, изображено в перспективе. Корпус большого корабля достаточно мощный, с высоким бортом, закругленными и приподнятыми носовой и кормовой частями. На корме имеется высокая надстройка. Парусное вооружение состоит из двух мачт, несущих треугольный латинский парус. Поперечные линии на парусе можно интерпретировать как следы ремонта. Кроме того, достаточно подробно изображены крепления паруса к рее. К мачтам ведут четко прочерченные трапы. На одной мачте изображен наблюдательный пост в виде бочки – так называемое «воронье гнездо». На корме по ветру развеваются четыре флага. Присутствует также два круга, в один из которых вписан крест, а в другой – круг. Эти детали могли быть элементами крепления парусов. В задней части судна видны два руля. Любопытными деталями являются три якоря, горизонтально закрепленные вдоль корпуса судна. Точных подобных аналогий изображений корабля нам пока неизвестно, кроме как на башне в Пизе и мозаик из собора Святого Марка в Венеции.
Второй корабль на нашем сосуде прочерчен более мелко. Он имеет низкую посадку корпуса с закругленными и приподнятыми носовой и кормовой частями. На корме высокая надстройка. Судно вооружено двумя латинскими парусами. Также достаточно четко представлены рули и ряд весел, расположенных вдоль правого борта.
При всей схематичности изображений можно предположить, что первый корабль представляет собой большое парусное торговое судно, а малый мог быть военной парусной галеей. Весь сюжет можно трактовать как движение торгового судна, эскортируемого военным кораблем. Такая практика была широко распространена в средневековую эпоху. Вместе с тем, не исключено, что малое судно также использовалась в транспортных целях. Ходившие в XIII–XV вв. по Черному морю суда можно условно разделить на два больших класса: галеи и «круглые» суда. Выбор корабля был обусловлен характером перевозок, навигационной ситуацией, наличием тех или иных транспортных средств и их оснащенностью.
Достаточно сложно определить принадлежность наших кораблей к тому или иному государству. Подобные суда в XIII в. Использовались как византийцами, так и представителями христианского запада, прежде всего итальянцами. Граффити могли быть нанесены в порту погрузки товаров одним из заморских моряков. Но не исключено, что они были начерчены пользователем пифоса в Херсоне.
Автор: Седикова Л.В., заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Херсонес Таврический».