Во всех частях античного мира найдены многочисленные свинцовые пластинки с проклятиями, известные в науке под названием defixionum tabellae.
Причины написания проклятий были самыми разными. Например, несколько свинцовых пластинок, обнаруженных в колодце на афинской агоре, насылают проклятия на головы атлетов, чтобы они не победили в состязаниях. Автор проклятия с о. Делос обращается к Сирийской богине с просьбой покарать людей, укравших у него ожерелье, а также тех, кто видел это, а затем возводит наговор на их мозг, душу, нервы, голову, ноги и прочие важные места. Многие тексты на свинцовых пластинках связаны с судебными тяжбами.
Формулировки могли быть весьма сухими и стандартными, например: «Предаю Офелиона и Канарида Гермесу Хтоническому и Гермесу Покорителю. Офелиона проклинаю». Но некоторые проклятия сделаны от души и со вкусом: «Их всех, перечисленных на свинцовой пластинке, я проклинаю, обрекая на ущербность, жажду, бездействие, исчезновение, бесславие, слабость, забвение, и их самих, и всех тех, с кем они общаются, и детей их, и жён».
В проклятиях греки обращались к хтоническим (подземным) богам, которые ассоциировались с тёмными, мрачными, тайными силами. Чаще всего упоминаются Гермес, Геката, Гея, Деметра, Персефона.
Почему проклятия писали именно на свинце? Во-первых, этот металл прочный и, вместе с тем, мягкий: на свинцовой пластинке довольно легко писать острой палочкой, а потом складывать или сворачивать послание. Во-вторых, этот тяжёлый, холодный, синевато-серый металл считался у суеверных греков «зловещим элементом», связанным с царством мёртвых.
Когда проклятие было написано, пластинку складывали вдвое или сворачивали в трубочку, а затем, для бóльшей действенности, протыкали гвоздём или другим острым инструментом. Проколотую табличку закапывали в могилу или бросали в воду.
Могила, согласно представлениям древних, сохраняла связь с душой умершего и находилась под покровительством подземных богов. Останки покойника и соприкасавшиеся с ними предметы, как считалось, оказывали пагубное влияние на всё живое. Подробности о том, каким образом удавалось помещать пластинки в могилы и даже в погребальные урны, остаются неизвестными; вероятно, это делалось под покровом ночи или во время похорон.
Свинцовые пластинки часто находят в колодцах, источниках, на берегу моря. Аналогии из фольклора многих народов говорят о том, что погружение таблички с именем проклинаемого в воду символизировало топление врага.
Способы письма проклятий были зачастую очень необычными, например: буквы писались справа налево, строки располагались в обратном
порядке или в форме определённой фигуры, буквы, слова и целые строки переставлялись без всякой системы и т. п. Желая гибели врагу, люди на письме как бы калечили его имя, просили о том, чтобы дела у противника шли вкривь и вкось, и выражали эту мысль символически – переставляя слова и строки текста, изменяя направление письма.
Такой вид магии называется симпатическим (от греч. συμπάθεια – «сочувствие»): согласно народным верованиям, реальный человек чувствует то же, что и его символическое изображение, будь то фигурка или пластинка с его именем.
Греки, жившие на берегах Чёрного моря, тоже знали толк в проклятиях. Особенно много свинцовых пластинок найдено в Ольвии – милетской колонии, располагавшейся в устье Днепра.
Что касается Херсонеса, то две пластинки с проклятиями происходят с северной окраины его владений – полуострова Тарханкут. Найденные поблизости от небольшой усадьбы, они написаны одним человеком и относятся к промежутку времени с 320 по 270 гг. до н. э. Оба проклятия связаны с судебными делами. На первой табличке читаем: «Закапываю Ариака, сына Арсака, и орфанистов». Второе проклятие более длинное: «Пусть бы вы закопали Мату и тех, кто с ней заодно, и сделали Дамарха, сына Горгита, неспособным ей помогать, и Аристомена, сына Дионисия, и всех остальных». Этот текст написан справа налево.
В самом Херсонесе пока не обнаружено ни одного проклятия на свинце. По-видимому, херсонеситы мало полагались на помощь магии: суровые и сдержанные дорийцы, они привыкли рассчитывать только на себя.
Автор: А.С. Намойлик, научный сотрудник отдела Хора Херсонеса музея-заповедника «Херсонес Таврический».