9 сентября закончился семинар-практикум «Реставрация и консервация памятников из камня: удаление загрязнений, мастиковка швов, восполнение утрат методом формовки и копирования оригинала».
Семинар проводился на территории музея-заповедника преподавателями Эрмитажной школы реставрации – заведующей лабораторией научной реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа Светланой Леонидовной Петровой и художником-реставратором I категории Александром Александровичем Андрохановым.
В практической части семинара-практикума приняли участие не только сотрудники отдела научной реставрации нашего музея-заповедника, но и реставраторы «Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника», Центрального музея Тавриды, музея-заповедника «Судакская крепость», историко-археологического музея-заповедника «Фанагория». В процессе практикума его участники работали с музейными предметами из византийской экспозиции. Так, методику восполнения утраты методом формовки и копирования оригинала, успешно применили при реставрационно-консервационных работах на капители № 973/564. Этот метод копирования аналогичных деталей давно и успешно используется в лаборатории научной реставрации Гос. Эрмитажа, используются материалы максимально безопасные для памятников, в том числе силиконы и материалы для мастиковок и тонировок. По мнению руководителей Эрмитажной школы реставрации, данный метод работы был хорошо освоен участниками семинара-практикума.
Не секрет, что участники семинара-практикума находились на разных уровнях профессионального умения. В связи с этим очень порадовали результаты работы наших коллег из музея-заповедника «Судакская крепость» – Д.А. Рака и В.И. Лобанова. Шведова И.А. отметила профессионализм коллег и предложила составить письмо, в котором была бы выражена благодарность за проделанную работу, а также рекомендовать перевод Д.А. Рака на должность художника-реставратора. Немало приятных слов было сказано в адрес Е.В. Базильчук, И.И. Макаева, А.Ю. Назарова, отмечены: слаженная работа, внимание ко всем тонкостям реставрационных процессов, высокий темп работ, который не снизился и к концу стажировки.
Один из сложнейших памятников – надпись на мраморе VI в н.э. о строительстве достался реставратору высшей категории Кучеревской Нине Львовне, которая проявила всё своё мастерство при расшивке мастиковки предшествующей реставрации.
Хочется отметить приятную рабочую атмосферу, царившую в фонде № 4 при проведении различных работ. Не мешали даже представители нашего Севастопольского телевидения, задававшие немало дилетантских вопросов (что и понятно, учитывая специфику проводимого мероприятия).
Если говорить об итогах, то мнение Татьяны Юсуфовны Яшаевой – зав. отделом византийской истории нашего заповедника, поддержат, пожалуй, все, кто был причастен к реставрационным работам и те, кто знаком с нашей византийской экспозицией: «После проведённых реставраторами работ проконесский мрамор заискрился и засиял, и теперь посетители византийского зала смогут увидеть всё его великолепие. Но, к сожалению, за прекрасной работой, представленной зрителю в экспозиции, порой совсем не видно какой путь пройден к тому, чтобы мрамор получил необходимую лёгкость и красоту».