22 (9 мая по старому стилю) в Русской Православной Церкви отмечается праздник перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, произошедшего в 1087 г. Тогда, по преданию, святой Николай Чудотворец явился во сне некоему пресвитеру в южноитальянском городе Бари и попросил перенести его останки из опустошенного места. Древний ликийский город Миры на юго-западе Малой Азии в то время подвергался неоднократным нашествиям тюрок-сельджуков, что создавало опасность для сохранности христианских святынь. Мощи угодника Божия перевезли баряне, которые отправились в Антиохию на трех кораблях с целью продажи пшеницы. На обратном пути они прибыли в Миры, зашли в церковь святого Николая, раскопали помост и нашли раку, наполненную миром. Святое миро они вылили в сосуд, а мощи взяли с собой на корабль, несмотря на сопротивление местных жителей. Баряне спешили быстрее окончить свою экспедицию, чтобы опередить венецианцев, которые тоже стремились овладеть останками святого. 11 апреля они отправились в обратный путь из Мир, а 9 мая прибыли в Бари. Мощи Николая Чудотворца торжественно перенесли в церковь. Через год папа Урбан II освятил базилику святого Николая, в крипте которой до сих пор находится саркофаг-реликварий с мощами. Часть мощей, захваченная венецианцами, хранится в Венеции на острове Лидо.
Святой Николай, архиепископ Мир Ликийских, чьи пастырские труды приходятся на конец III – начало IV в., является одним из наиболее почитаемых святых в христианском мире. Он считается особым покровителем путешественников и моряков, странников и сирот. Уже в конце XI в. праздник перенесения мощей св. Николая появился в Русской Церкви (Константинопольская церковь не отмечает это событие, считая его скорбным). В народной обрядности восточных славян праздник называется «Николой Вешним». В этот день крестьяне устраивали пиры и гуляния, обходили поля и осматривали посевы. Николай Чудотворец в фольклоре считался покровителем скота и нового урожая.
Святой Николай Мирликийский почитался и в византийском Херсоне. В ходе археологических раскопок были найдены золотая накладка и костяная пластинка с его образом. В письменном источнике – «Повести о Николе Заразском» – сохранилось предание о перенесении чудотворной иконы святителя из Херсоня (Корсуня) на Русь, в Рязанскую землю, в 1225 году. В Корсуне эта икона хранилась «близ церкви апостола Иакова» на торговой площади, неподалеку от храма, в котором крестился князь Владимир. По повелению Николая Чудотворца, корсунский священник Евстафий Рака проделал большой путь из Черного моря в Балтику, а впоследствии сухим путем до Новгорода и Рязанского княжества. В городе Зарайске икону принял местный князь Федор Юрьевич, соорудивший храм во имя святого Николая. Образ «Николы Зарайского» стал одним из наиболее почитаемых на Руси.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»