Максимилиан Волошин. Mare internum. Читает сотрудник музея-заповедника «Херсонес Таврический» Диана Сердалиева.
Неутомимый путешественник, живший в Риме и Неаполе, Афинах и Константинополе, Максимилиан Волошин лучшие поэтические и художественные произведения создал, как он говорил, «у себя в Крыму». Здесь ему открылось истинное призвание, мастер нашёл свой неповторимый и легко узнаваемый почерк, творческий метод в искусстве слова и акварели.
В 1879 году в 2-летнем возрасте маленький Макс с матерью переехали в Севастополь. В те годы город ещё не восстановился после героической обороны 1854–1855 гг. Опрокинутые колонны Петропавловского собора, разбитые дома горожан и общественные здания – таким запомнился Севастополь поэту. Но именно это впечатление Волошин назовёт позднее «одним из самых первых незабываемых живописных».
Другим сильным впечатлением тех лет был древний Херсонес, где Макс с мамой наблюдали, как ведутся раскопки, как из ямы извлекают целый ряд разбитых черепков. Навсегда маленькому Максимилиану запомнились «светлые камни и жёлтая трава» на фоне синего моря… Этот пейзаж стал одним из основных лейтмотивов творчества Волошина на протяжении всей его поэтической жизни:
Я – солнца древний путь от красных скал Тавриза
До темных врат, где стал Гераклов град – Кадикс.
Мной круг земли омыт, в меня впадает Стикс,
И струйный столб огня на мне сверкает сизо.
Вот рдяный вечер мой: с зубчатого карниза
Ко мне склонился кедр и бледный тамариск.
Широко шелестит фиалковая риза,
Заливы чёрные сияют, как оникс.
Люби мой долгий гул, и зыбких взводней змеи,
И в хорах волн моих напевы Одиссеи.
#поэтический_проект_Мой_Херсонес