19 января православные христиане празднуют день Крещения Господня, или Богоявление – один из древнейших христианских двунадесятых праздников. Известны и другие его названия: День Святых Светов или Праздник Просвещения, связанные c тем, что в этот день оглашенные, принимая Крещение, просвещались Светом Христовым.
Какое-то время Богоявление составляло единое торжество вместе с Рождеством Христовым, и только к концу IV века окончательно установилось раздельное чествование этих евангельских событий. Неслучайно в церковных службах на Рождество и Крещение сохранилось много общего: обоим праздникам предшествует сочельник, а время между ними отмечено отсутствием поста. Согласно святоотеческому учению, при крещении Христа в Иордане произошло Богоявление, людям во всей полноте была явлена Святая Троица: Бог Отец, говоривший с небес, Бог Сын, воплотившийся в личности Иисуса Христа для спасения человечества, и Святой Дух, нисшедший в виде голубя. Это нашло свое отражение в тропаре на Богоявление: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавшее Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе». О значении праздника Богоявления, его глубоком богословском смысле и символичности неоднократно упоминали отцы церкви от Тертуллиана до Паламы. «В рождении Своем Сын Божий явился миру сокровенно, – писал Иероним, – но в Крещении Он явился совершенно» (IV–V вв.). Иоанн Дамаскин (VIII в.), рассуждая о восьми видах крещения, пятым называет крещение Господне. «Схождение Христа в воду и погружение в ней, – разъяснял в XIV в. Григорий Палама, – предозначало Его сошествие в ад; как и восхождение его из воды предъявило Его Воскресение».
Таинство Богоявления, одно из важнейших в евангельской истории, получило широкое распространение в христианском искусстве. Изображение Крещения Иисуса Христа в водах Иордана мы встречаем на самых различных памятниках: от мелкой пластики до саркофагов и монументальной живописи, – наиболее ранний из которых известен уже в I–II вв. по фрескам в катакомбах Люцины. Среди многочисленных научных исследований, посвященных как иконографии Богоявления, так и христианской иконографии в целом, нельзя не отметить блестящую монографию Николая Васильевича Покровского «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских», изданную в 1892 г. в Санкт-Петербурге. Этот фундаментальный труд, представляющий собой докторскую диссертацию ученого имеет, безусловно, непреходящую ценность, не только научную, но и общекультурную, оставаясь и в наши дни ключом к прочтению евангельских сюжетов в произведениях средневекового церковного искусства, круг которых достаточно широк.
В иконографии Богоявления различают два основных типа: простой и развернутый. Первый включает в себя только главных участников происходящего таинства: Христа, Иоанна Крестителя, Ангела и нисходящего в виде голубя Святого Духа (иногда встречается персонифицированный образ реки Иордан в виде старца или образ пророка Исаии), ко второму – добавлены изображения иудеев, пришедших креститься в Иордане. Иконографический тип персонажей, их наличие или отсутствие являются важными хронологическими реперами.
В фондах Херсонесского музея-заповедника хранится небольшой найденный в Горном Крыму миниатюрный бронзовый медальон (24 × 16 мм), на котором представлена простая иконографическая схема: Спаситель, Предтеча, Ангел, Голубь, что указывает на раннюю дату артефакта (не позднее VI–VII веков).
Композиционным и смысловым центром иконографической программы Богоявления всегда является Христос. На нашем медальоне он изображен фронтально, с опущенными вдоль туловища руками, глубоко погруженным в воды Иордана, обозначенными едва заметными короткими поперечными гравированными линиями; над головой Христа – Святой Дух в виде Голубя с пышным оперением, нисходящий на Крещаемого; святой Иоанн, Креститель Господень, изображен стоящим на берегу Иордана справа от Христа и возлагающим на его голову правую руку. Согласно толкованию Дамаскина, святой Иоанн, «возложив руку на божественную главу Господа, тем самым принял свое крещение». Последний персонаж сцены Богоявления на медальоне – Ангел, находящийся слева от Христа, на противоположном от св. Иоанна берегу Иордана; он слегка склонил голову и протягивает к Спасителю руки. В евангельском рассказе Ангелы не упоминаются, однако на художественных памятниках начиная с VI–VII вв. в сцене Крещения Господня их фигуры обычно присутствуют, занимая правую часть композиции. По замечанию Н.В. Покровского, Ангелы в иконографии Крещения имеют специальное предназначение: они не просто славословят Христа, а выступают как его небесные восприемники от земной купели.
Описываемый медальон представляет собой евлогию (в переводе с греческого – «благословение») – памятный предмет, который паломники приобретали, посещая то или иное святое место. Это могли быть маленькие свинцовые или глиняные ампулки для святой воды или масла, коробочки-реликварии, медальоны, значки-жетоны и прочее. В соответствии с имевшимися представлениями, изображения на евлогиях служили не просто напоминанием: на них распространялась благодать, присущая посещенному святому месту. Как известно, рядом с местом Крещения Христа в водах Иордана уже в ранневизантийский период был сооружен храм, или монастырь, Иоанна Предтечи, ставший одним из паломнических центров. Вполне вероятно, что в свое время его посетил паломник из Таврики, который и приобрел там «на молитвенную память» медальон-евлогию, найденную в крымской земле спустя почти пятнадцать столетий.
Автор: Заведующий отделом византийской истории Т.Ю. Яшаева.