В России одним из самых любимых зимних праздников в наше время является Новый год, который в странах, придерживающихся григорианского календаря, отмечается в ночь на 1 января. И если в прошлом у многих народов новый год начинался весной (в соответствии с природными земледельческими циклами), то сегодня большинство стран использует унаследованный от древних римлян календарь и начинает год в январе месяце.
Сначала римляне придерживались так называемого календаря Ромула, состоявшего из 304 дней и делившегося на 10 месяцев с порядковыми номерами. Год в этом календаре начинался весной (в «первый месяц», соответствующий современному марту), когда жители приступали к сельскохозяйственным работам. С течением времени некоторые месяцы получили особые наименования: первый назвали в честь бога войны Марса (Martius), второй получил имя Aprilis (от латинского aperire – открывать, отворять), третий назван в честь богини Майи (Majus), пятый – в честь супруги Юпитера Юноны (Junius). Однако этот календарь был не слишком удобен в использовании, и, согласно преданию, уже второй царь Рима – Нума Помпилий – был вынужден провести календарную реформу. В основу новой системы исчисления времени была положена смена фаз Луны, а год, который по-прежнему начинался в марте, стал насчитывать 355 дней. Счет дней римляне вели по календам (1-й день каждого месяца), нонам (5-й или 7-й день месяца) и идам (13-й или 15-й день месяца). Кроме того, к десяти имеющимся месяцам было добавлено два новых: одиннадцатый Januarius, названный в честь двуликого бога Януса, и двенадцатый Februarius, посвященный богу очищения и подземного царства Фебруусу (в этом месяце римляне проводили особые «очистительные» обряды и праздновали Луперкалии).
Лишь во времена Юлия Цезаря счёт дней стали вести не по Луне, а по Солнцу, а начало года перенесли на 1 января (так называемые январские календы). В этот день вновь избранные римские консулы и другие магистраты вступали в должность, и в доме каждого из них собирались друзья и знакомые, чтобы поздравить с важным событием. В первый день января римляне также устраивали торжества в честь бога подземного мира Ведиовиса (в жертву ему приносился козёл) и богини Юноны (ей посвящались все календы). Римляне верили, что какими будут январские календы, таким будет и весь год. Поэтому праздник отмечали беззаботно и весело, обмениваясь подарками и наилучшими пожеланиями. Люди дарили друг другу сладости (финики, смоквы и мёд) и деньги, а консулы в этот день собирали сенат и произносили речь о государственном благе.
Вслед за январскими календами в Древнем Риме наступали Компиталии, посвященные ларам – божествам-хранителям перекрёстков (от латинского compitum – перекрёсток). В жертву ларам приносилась бобовая каша, а сам праздник сопровождался общей трапезой, песнями и состязаниями, в которых принимали участие даже рабы.
9 января наступал праздник Агоналий, непосредственно посвящённый богу дверей и всякого начала Янусу. В этот день главный жрец праздника приносил данному богу в качестве искупительной жертвы барана, а ссориться и спорить было строго запрещено. В число ритуалов праздника входил обход вечного города с поклонением алтарям различных божеств, среди которых находился и Янус.
Вскоре после этого в Риме наступали Ютурналии (около 11 января) и Карменталии (между 11 и 15 января). Первые проводились в память Ютурны, нимфы целебного ручья у храма Весты, а вторые были посвящены богине- повивальщице Карменте. По преданию, именно она помогла римлянкам отменить запрет на передвижение по городу в колясках, за что благодарные потомки воздвигли ей храм у подножия Капитолийского холма. Также считалось, что Кармента в песнях могла предсказать судьбу новорожденного, поэтому название торжества образовано от двух латинских слов: carpentum – повозка и сarmen – песнь. Карменталии плавно переходили в следующие друг за другом праздники в честь Конкордии (одноименная богиня способствовала согласию и единству римских граждан) и Фелицитате (эта богиня отвечала за счастье и успех жителей вечного города).
Череду январских праздников завершали Паганалии, которые отмечались ежегодно между 9-м и 7-м днями до календ февраля (соответствует периоду между 24 и 26 января). Это был сельский праздник, знаменовавший собой окончание посевов. Чтобы получить хороший урожай, в жертву древнеиталийским богиням земного плодородия Церере (Ceres) и Теллус (Tellus) приносились мука, медовые лепёшки и нутро свиньи, а население Рима украшало дома фигурками божеств и устраивало праздничные игры и представления. Цереру, культ которой был более значимым, отождествляли с древнегреческой Деметрой, покровительницей земледелия и плодородия, а Теллус – с богиней земли Геей. Поскольку именно tellus («земля») давала жизнь растениям и принимала в своё лоно усопших, другим именем одноименной богини было Terra Mater («мать-земля»). Праздник Паганалий был очень символичен, свидетельствуя о начале нового сельскохозяйственного цикла и переходе к весенним полевым работам.
***
Херсонес Таврический от души поздравляет вас с ещё одним приближающимся январским праздником – Старым Новым годом – и желает крепкого здоровья, интересных встреч и плодотворного года!
Продолжение темы о греческих праздниках января, некоторые из которых отмечалась в древнем Херсонесе, скоро будет в наших социальных сетях. Следите за новостями!
Литература для дополнительного чтения о календарях и праздниках у древних римлян:
1. Алферова М. В. История и легенды Древнего Рима. – Ростов н/Д.: «Феникс», СПб: ООО Издательство «Северо-Запад», 2006.
2. Грешных А. Н. Празднество агоналий и культа Януса в архаическом Риме. // Lanterna nostra. К юбилею профессора И. Л. Маяк. СПб., «Алетейя», 2014.
3. Ермолаев И. П. Историческая хронология. – Казань: Издательство Казанского университета, 1980.
4. Каменцева Е. И. Хронология. – М.: Аспект Пресс, 2003.
5. Климишин И. А. Календарь и хронология. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990.
6. Моммзен Т. История Рима. В 4 томах. Том первый (кн. I–III). – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.
7. Селешников С. И. История календаря и хронология. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1970.