7 января (25 декабря по старому стилю) Русская Православная Церковь и другие Церкви, использующие юлианский календарь, празднуют Рождество Христово – один из двенадцати главных христианских праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа от Девы Марии в городе Вифлееме, в царствование римского императора Октавиана Августа. С богословской точки зрения, Рождество Христово знаменует Боговоплощение, открывая человечеству возможность спасения.
Святое Писание свидетельствует, что Рождение Иисуса Христа произошло во время переписи населения римлянами «в правление Квириния Сириею». Участники переписи записывались «каждый в своем городе»: происходившие «из дома и рода Давидова» Святая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник направлялись в Вифлеем (город, в котором родился и был помазан на царство царь Давид). Поскольку они не нашли свободного жилища, то были вынуждены остановиться в пещере, используемой пастухами. Ясли для скота, в которые Богородица положила Младенца, стали первым земным пристанищем Спасителя. Местные пастухи, находившиеся на ночной страже, первыми услышали весть о Рождении Христа. Рождество Христово было также возвещено трем волхвам, пришедшим с востока, которые следовали за чудесной звездой и принесли в дар Младенцу золото, ладан и смирну. Впоследствии над вертепом Рождества соорудил базилику император Константин Великий.
Точная дата рождения Иисуса Христа достоверно не известна. В середине IV в. монах Дионисий Малый предложил дату 25 декабря 753 года от основания Рима, что стало началом летоисчисления «от Рождества Христова». Первоначально праздник отмечался вместе с Богоявлением (Крещением Господним), 6 января, и лишь в IV в. был отделен от этого праздника.
Празднование Рождества впервые было установлено в Римской Церкви, а затем распространилось на Востоке. В Византии в этот день император в ходе торжественной церемонии вручал придворным государственные должности. На день Рождества и в последующие двенадцать дней святок в императорском дворце устраивались роскошные пиры с музыкой и пением. Накануне праздника в византийских городах часто проходили ярмарки, спортивные состязания и народные гуляния. Рождество Христово и святки отмечались с особенным размахом на Руси. У восточных и южных славян был распространен обычай пения колядок и славословий Христу с плясками и театрализованными представлениями.
В экспозиции Херсонесского музея находится небольшая икона из светло-серого стеатита с рельефным изображением Рождества Христова. Она была найдена в 1936 г. во время раскопок XIII квартала Северного района Херсонеса Григорием Дмитриевичем Беловым. В ее верхнем регистре представлен ангел, благословляющий лежащего в яслях Младенца Христа, над которым склонились вол и осел, рядом – возлежащая Богородица. Внизу изображена сцена купания Младенца, часть фигуры Иосифа Обручника и бородатый пастух с длинным посохом. На фигурах сохранились следы красно-коричневой краски и позолоты. Икона датируется XI–XII вв.
Автор: А. А. Роменский, научный сотрудник отдела Византийской истории