Сегодня, в последний осенний, но все еще удивительно теплый день, героиня нашей рубрики – Элина Максимовна Алиева – яркая личность и замечательный сотрудник!
Элина Максимовна – и.о. заведующего научно-фондового отдела музея-заповедника «Херсонес Таврический». На работу в музей она поступила в 2012 году, еще будучи студенткой исторического факультета. «В те времена попасть в Херсонес можно было двумя путями: или участвуя в экспедициях, или став экскурсоводом. Я увидела объявление на кафедре факультета, что требуются экскурсоводы на сезон и решила попробовать свои силы. Первое время экскурсии давались с трудом, но любовь к истории, желание рассказать посетителям то, что знаешь сам, помогали… Спустя время меня пригласили работать в научно-фондовый отдел. Это было предложение, от которого просто нельзя отказаться. Фонды — это, несомненно, ядро музея, и работать в таком месте – огромная честь! И вот уже почти пять лет я тружусь на благо музейного фонда».
Элина рассказала, что работа в научно-фондовом отделе никогда не стоит на месте. А благодаря сплочённой команде и высокой организованности сотрудникам удается решать огромное количество задач: «Ежегодно в музей поступает от одной до двух тысяч археологических предметов, и мы должны в очень короткие сроки оформить их документальный прием, обеспечить сохранность и постоянно мониторить их состояние.
Присвоение индивидуального номера, регистрация в книгах поступления, документальное сопровождение перемещения предмета — это всё работа специалиста по учёту музейных предметов. Без учёта, как известно, будет хаос. Сфера эта схожа с бухгалтерским учётом, но имеет свою важную особенность – мы работаем с археологическими предметами, которым сотни и тысячи лет. Должна отметить, что работа по учёту кропотлива, поэтому необходимо быть крайне внимательным. К большому счастью, в последнее время работе фондового отдела уделяется должное внимание, у нас появилась возможность развивать и улучшать это направление.
Не менее важна работа хранителя. Хранители немного “другой народ” – они с ещё большим трепетом относятся к предметам, знают место каждого артефакта в своем многочисленном хранилище, следят за их состоянием, беспокоятся о процессе их реставрации».
На сегодняшний день обязанности Элины Максимовны делятся на две сферы: административные и собственно профессиональные. В последние входит всё, что непосредственно касается учёта и хранения музейных предметов.
«Довольно часто (особенно во время археологического сезона) мой рабочий день начинается с прихода археолога, который хочет срочно сдать в музей предметы, чтобы их передать, например, в реставрацию. Каждый день мы знакомимся с нашими будущими “подопечными”, – делится Элина. — Это может быть маленький наконечник стрелы или же фрагментированный пифос… Подсчитай фрагменты, попробуй хотя бы раз не сбиться, измерь. Затем мы даём им “паспорт” – акт приёма с индивидуальным номером, с которым предмет будет “жить” в нашем музее. Передаем предмет в реставрацию и ждем его преображения, возвращения. После можем выдать его на выставку, где с ним уже знакомятся наши посетители».
Элина Максимовна хорошо помнит свое первое важное задание в качестве сотрудника научно-фондового отдела – сверка наличия коллекции первого заведующего раскопками городища Херсонеса Карла Казимировича Косцюшко-Валюжинича: «Тогда я сразу ощутила всю степень ответственности за каждое свое действие».
Элина – не только высококлассный профессионал, но и интересная многогранная личность. «За плечами у меня две магистратуры: профильное историческое по специальности “История Древнего мира и Средних веков” и дополнительное –”Английская филология. Социолингвистика”. Работая в фондах, я постоянно совершенствую свои знания в сфере государственного учёта и хранения музейных предметов, прохожу курсы повышения квалификации», – рассказывает Элина. Кроме того, сотрудница увлекается нумизматикой, в частности, определением датировки и центра производства монет.
«Не кривя душой, скажу однозначно – я люблю Херсонес и люблю себя в Херсонесе», – искренне и жизнеутверждающе подводит итог Элина Максимовна Алиева.