В последнее время внимание неравнодушных горожан привлекает вопрос о том, по каким направлениям идет развитие Херсонеса Таврического. Сотрудники делятся своим мнением об изменениях, которые происходят в музее-заповеднике (этому посвящена наша рубрика #мнениесотрудников).
«Меня зовут Андрей Викторович Зайков. В Херсонесе Таврическом я заведую издательским сектором. Это очень молодое структурное подразделение, возникло оно лишь в 2019 году.
Нужно сказать, что Херсонес Таврический – это не просто музей. Наличие практической археологии и – шире – исследовательской составляющей в деятельности заповедника превращает его в небольшой, но достаточно эффективный научно-исследовательский центр. А вслед за наукой всегда идет издательская деятельность. В этом смысле визитной карточкой нашего музея стал известный всему археологическому миру «Херсонесский сборник» (далее – ХСб), учрежденный еще в 1926 году. К слову сказать, даже «Вестник древней истории» – главный русскоязычный академический журнал по античности – возник позже. Однако история издания ХСб, к сожалению, не отличается не только периодичностью, но даже и систематичностью: с момента учреждения до сегодняшнего дня вышло всего лишь двадцать выпусков нашего сборника. Отсутствие систематичности до недавнего времени было характерной чертой вообще всей публикационной активности музея. Появление серьезных изданий, как правило, становилось результатом благоприятного стечения обстоятельств и – самое главное – проявления инициативы со стороны отдельных научных сотрудников, которые добровольно брали на свои плечи редакционную и издательскую «лямку». В музее до 2018 года не было не только редакционно-издательского сектора, но даже и должности редактора! Почти все важные издания тех лет (если не считать «Херсонесского сборника») издавались музеем не самостоятельно, а в кооперации с другими академическими или музейными институциями (такими как Государственный Эрмитаж, Исторический музей, Уральский университет, Харьковский университет, Тюменский университет, Университет Техаса в Остине и др.).
Интенсификация исследовательского потенциала музея-заповедника, происходящая в последние годы, увеличение количества научных конференций, организуемых в Херсонесе Таврическом, с очевидностью требуют бόльшей самостоятельности и бόльшей систематичности также и в деле издания научной и научно-популярной продукции. Осознание этого и привело к необходимости учреждения сначала должности редактора, а затем и издательского сектора в музее.
Первостепенная и главная задача, стоящая перед сектором, состоит в том, чтобы превратить «Херсонесский сборник» в полноценное периодическое научное издание, стабильно выходящее раз в год, регулярно индексируемое в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), пользующееся авторитетом среди исследователей античного и византийского мира, в основное средство публикации своих материалов для научных сотрудников Херсонеса Таврического. И результаты уже налицо: в настоящий момент ожидается выход из печати 21-го выпуска ХСб (за 2020 г.) – это будет уже третий выпуск, выходящий ежегодно; начато формирование портфеля 22-го выпуска, который выйдет в 2021 году; наш сборник индексируется в РИНЦ.
Два года назад учреждены две новые книжные серии, которые будут издаваться музеем самостоятельно: «Научные труды Херсонесского музея. Монографическая серия» и «Херсонесский архив. ΑΡΧΕΙΑ ΤΗΣ ΧΕΡΣΟΝΗΣΟΥ». Первая предназначена для монографий, подготовленных научными сотрудниками музея-заповедника как на основе защищенных ими диссертаций, так и в качестве отдельного научного труда. На сегодняшний день в рамках данной серии вышли две солидные книги, снабженные большим количеством качественных цветных иллюстраций: «Древности Маячного полуострова: археологическая характеристика памятников» (Г.М. Николаенко, 2018) и «Античная расписная керамика Херсонеса Таврического: из раскопок С.Г. Рыжова в 1976–2011 гг.» (И.И. Вдовиченко, С.Г. Рыжов, Г.И. Жесткова, 2019).
Вторая из названных серий предназначена для публикации тех бесценных сокровищ, которые накоплены в научном архиве музея-заповедника. Первый результат –книга «Античные хозяйства в районе Камышовой бухты (I–IV вв.)». Это текст диссертации В.П. Лисина, которая в 1941 году была рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата исторических наук, но которая так и не была защищена, поскольку ее автор, научный сотрудник Херсонесского музея, погиб под Севастополем, сражаясь за Родину. Диссертация сохранилась в архиве музея и ныне опубликована с большим количеством архивных фотографий.
Кроме того, в этом году на основе архивных материалов нами подготовлено и увидело свет знаковое издание – большая книга «Херсонесский музей: люди, подвиги, судьбы. 1941–1945». Все годы великой войны в самом Херсонесе и в глубоком тылу трудились люди, которые посвятили свою жизнь делу спасения музейного фонда. О трудовом и гражданском подвиге работников музея говорят сохраненные предметы и коллекции, рассказывают архивные материалы. Именно об этом – наша книга. Многие документы, вошедшие в нее, публикуются впервые, многие известны широкому кругу историков и любителей истории лишь во фрагментах, а некоторые стало возможным опубликовать по результатам специальных исследований.
И это все – только часть работы сектора. С 2017 года музей раз в два года публикует новый сборник АРХОНТ, приуроченный к одноименной антиковедческой конференции. Издано уже два АРХОНТа, в следующем, надеемся, выйдет третий. Недавно была открыта новая античная экспозиция – и сотрудники античного отдела подготовили новый путеводитель по ней. Тираж этого путеводителя уже полностью реализован, поэтому сейчас планируется второе издание. В дополнение к этому музей возобновил (после очень долгого перерыва) публикацию наиболее знаковых вещей из своей коллекции в виде набора открыток, сделанных на высоком полиграфическом уровне и адресованных самому широкому кругу наших посетителей. Оказалось, что открытки – несмотря на засилье смартфонов – также пользуются хорошим спросом!
Раскопки и исследования, проводимые научными сотрудниками музея, не останавливаются. В фондах и в научном архиве идет планомерная каждодневная работа. А это значит, что впереди у издательского сектора много новых интересных задач».