С каждым годом наука все теснее сближается с духовным опытом человечества, и на их стыке появляются уникальные задачи по исследованию и музеефикации сакральных пространств.
Эти и другие важные вопросы по развитию херсонесского «некрополя святых», инкерманской долины, «пещерных городов» Крыма были подняты на Международной научной конференции «Изучение и сохранение древних сакральных пространств в современном мире».
Напомним, что конференция была организована Государственным историко-археологическим музеем-заповедником «Херсонес Таврический» совместно с Институтом археологии Крыма РАН, Симферопольской и Крымской епархией и Фондом поддержки гуманитарных наук«Моя история». Сегодня группа учёных и исследователей подводят итоги совместной работы.
По словам директора музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елены Морозовой, конференция получилась межрегиональной. С докладами выступили историки, археологи, искусствоведы из Севастополя, Москвы, Санкт-Петербурга, Симферополя, Екатеринбурга и Сергиева Посада. Конференция была посвящена 1365-летию ссылки в Херсонес одного из величайших святых – св. Мартина Исповедника.
Согласно письменным источникам, папа, пробыв в Херсонесе-Херсоне 124 дня, скончался и был погребен в «Некрополе святых», в прекрасном доме Девы Марии, именуемой Влахернской, «на расстоянии стадия от благословенного города Херсона». Загородный монастырский комплекс с некогда богато украшенным крестообразным храмом, расположенный на юго-восточном некрополе в Карантинной балке, как нельзя лучше соответствует этому описанию.

Монастырь Богородицы Влахернской с крестообразным храмом на Некрополе святых. Фото Ю. Данилевского
Сегодня, спустя 1365 лет со дня гибели св. Мартина в херсонесской ссылке, вспоминая великого святого подвижника, участники конференции не смогли обойти вниманием место его погребения и посетили с экскурсией одно из самых интересных древних памятников христианского Крыма – Храм Богородицы Влахернской. Некоторые исследователи также полагают, что именно в этом храме приняла крещение дружина князя Владимира. Осознавая огромную сакральную значимость «Некрополя святых» в истории становления христианства в Херсонесе как одну из древнейших христианских святынь на территории нашего отечества, его значение для мировой культуры в целом, музей-заповедник «Херсонес Таврический» в настоящее время разрабатывает проект консервации и музеефикации этого уникального христианского комплекса.
Участники конференции посетили также монастырь в Казачьей бухте и Георгиевский монастырь. Каждый из них имеет свою уникальную историю.
В XIX веке археологи обратили внимание на небольшой островок в бухте Казачьей, размером примерно 60 на 60 метров, соединенный с берегом узким часто затапливаемым перешейком. На нем исследователями были найдены остатки небольшого храма с криптой, в которую некогда был открыт доступ. Это крипту и было предложено считать местом упокоения Святого Климента, являвшего собой (как гласят хроники) «пример всех добродетелей христианских и творя чудеса». Будучи отправленным в изгнание в Херсонес Таврический, здесь он встретил 2 тысячи христиан, сосланных на работы в каменоломни. Святой епископ утешил страждущих в невзгодах, напомнив о вечном блаженстве, и по его молитве для них в пустыне забил источник воды. Даже в изгнании он обращал души язычников к истине. О Клименте сообщают, что за год благодаря ему было построено 75 церквей (возможно, речь идет о пещерных кельях). Но вскоре император решил покончить с массовыми обращениями в христианство, обрушив свой гнев на святого Климента. Вначале подвергнув епископа пытке, он затем велел привязать ему на шею якорь и бросить в Черное море, чтобы верующие не нашли его тела и не могли ему поклоняться. Но произошло чудо. Как сообщается в «Мученичестве Климента Римского», молитвами его учеников Корнелия и Фива море расступилось и открыло путь к мраморной гробнице, в которой лежали мощи святого Климента. Якорь, с которым мученик был брошен в море, лежал возле него. С тех пор чудо совершалось каждый год. Море отступало на семь дней, и паломники пешком ходили к гробнице. Через некоторое время после его смерти проповедник был канонизирован христианской церковью. Так Крымский полуостров обрел своего первого священномученика, почитаемого во всем мире.
Завершилась экскурсия «Загородные монастыри византийского Херсона» посещением Георгиевского монастыря. По легенде, монастырь был основан в 891 году таврическими греками-мореплавателями, которых застигла буря близ скалы, возвышающейся в 120 метрах от берега. Они уже смирились с гибелью, но обратились с молитвою к святому Георгию. И произошло чудо: буря прекратилась, а на скале греки обнаружили икону святого. Спасенные в благодарность чудотворцу основали на береговом склоне небольшой монастырь во имя Георгия Победоносца. На самой скале был установлен крест.
Международная конференция в Херсонесе Таврическом неслучайно завершается экскурсионным маршрутом по сакральным местам Севастополя. Ведь именно этот древний город, византийский Херсон, в свое время был центром распространения христианства в Северном Причерноморье. Письменные источники говорят о том, что еще в I веке Херсонес посетил с проповедью святой апостол Андрей Первозванный. В IV веке стараниями епископов – святых священномучеников Херсонесских: Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона – была основана Херсонесская епархия. К этому же времени относятся археологические находки в Херсонесе, связанные с христианской символикой: нательные кресты, изображения крестов и росписи в погребальных сооружениях, каменные надгробия с эпитафиями.
Активная духовная жизнь не могла не повлиять на архитектурный облик Херсонеса. В каждом районе города строились христианские храмы. А в VI в.н.э. Херсонес уже являлся малым паломническим центром в память о св. Клименте Римском. Утверждение христианства и проникновение религии во все сферы жизнедеятельности уже в те времена сделали организацию сакрального христианского пространства важнейшей составляющей при формировании городской и пригородной инфраструктуры.
В ходе конференции и тематической экскурсии участники мероприятия доказали, что сакральные пространства Херсонеса Таврического представляют особый интерес с точки зрения музеефикации как для мировой культуры, так и для историко-археологической науки в целом.
По результатам международной научной конференции “Изучение и сохранение древних сакральных пространств в современном мире” был выпущен сборник материалов, который можно скачать тут.