27 августа в нашей стране отмечают День российского кино. Праздник был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях».
Официально история киноиндустрии зародилось 28 декабря 1895 года, когда состоялся первый в истории коммерческий киносеанс. Новый вид искусства стремительно набирал обороты и вызывал немалый интерес в обществе. Многие фотографы того времени быстро освоились в новой профессии. Россия не была исключением: одним из амбициозных молодых людей, достигших успехов в синематографе – в этом еще только формировавшемся феномене массовой культуры, был Александр Дранков, которого можно назвать первым русским продюсером. Именно в его киноателье в 1908 году был снят фильм «Понизовая вольница», с которого фактически начинается отечественное кинопроизводство.
После революции 1917 года синематограф начинает активно развиваться – для продвижения идей партии надо было использовать разные каналы информации. Ставка была сделана именно на кино, так как оно могло донести нужный посыл всем слоям населения. Неслучайно нарком А.В. Луначарский в 1923 г. говорил (со ссылкой на В.И. Ленина): «Важнейшим из искусств для нас является кино». Настоящим новатором того времени стал Сергей Эйзенштейн. Он разработал революционные идеи в области монтажа, начал применять необычные ракурсы и использовать новые приемы. Его фильмы «Стачка», «Броненосец “Потемкин”», «Иван Грозный» и многие другие принесли славу режиссеру. В дальнейшем Эйзенштейна узнали во всем мире, за границей он долгое время преподавал в профильных университетах.
Непросто пришлось кинематографистам в 30–40-е годы: по всей стране действовали многочисленные запреты, началась Великая Отечественная война, после которой страна восстанавливалась долгие годы. Во время оттепели советское кино переживает второе рождение. Режиссер Михаил Калатозов первым из советских кинематографистов удостоился победы на Каннском фестивале – за фильм «Летят журавли».
Через десять лет на экраны вышли киноленты режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев» и «Иваново Детство», ставшие впоследствии культовыми. В семидесятых особой популярностью пользовались комедии Леонида Гайдая, Георгия Данелии, Эльдара Рязанова. Но зачастую зрители шли в кинотеатры не столько на фильмы, сколько на имена известных актеров – Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Людмилу Гурченко, Евгения Леонова, Юрия Богатырева, Александра Кайдановского.
Совершенно другой этап развития отечественного кино начался в эпоху перестройки и так называемого «падения железного занавеса». В это время многие известные режиссеры прекращают свою работу и качество кинематографа меняется в худшую сторону. Однако это время подарило нам работы таких знаковых личностей как Сергей Соловьев, Карен Шахназаров, Алексей Балабанов и другие.
Многие советские и современные фильмы снимались в Херсонесе Таврическом. Чаще всего на экранах можно увидеть визитные карточки музея – Базилику 1935-го года, Туманный колокол, оборонительные стены. На территории древнего города снимали ленты разных жанров: детские сказки, фантастику, документальные и биографические фильмы. Одними из наиболее известных являются советские фильмы-сказки: «Приключения Буратино», «Сказка о царе Салтане», «Новые приключения капитана Врунгеля».
Российское кино переживало разные времена, но оно всегда отличалось высоким качеством и особенным национальных духом. Музей-заповедник «Херсонес Таврически» поздравляем всех, кто причастен к этому празднику. Желаем вам творческих успехов и нескончаемого потока идей!