Контакты Русского мира с Крымским полуостровом, начавшиеся в IX в., зафиксированы многочисленными письменными или археологическими источниками.
Однако некоторые из них по сей день остаются загадочными, не до конца «расшифрованными» историками, обрастают различными научными и псевдонаучными версиями, но все же и они, дожидаясь своего часа истины в будущем, имеют право на существование сейчас. Мы же, не имея возможности рассказать о всех существующих версиях, будем освещать лишь одну, представляющуюся нам наиболее правдоподобной.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что даже при беглом знакомстве с историей русско-крымских взаимоотношений, совершенно очевидно, что и в тех редких случаях, когда изначально они были не совсем доброжелательными, впоследствии удивительным образом не просто трансформировались в позитивные, но становились судьбоносными, причем не только для отдельных личностей, но и для целых народов и государств. Обратимся к фактам и гипотезам.
На рубеже VIII–IX вв., согласно преданию, на крымский город Сурож (совр. Судак) совершил набег легендарный русский князь Бравлин, оставивший после явления святого Стефана Сурожского свои грабительские замыслы и принявший крещение на Крымской земле.
В 861 г. Константин Философ (св. равноапостольный Кирилл) нашел в Херсоне «Евангелие и Псалтырь, написанные руськими письменами, и человека нашел, говорящего той речью. И беседовал с ним…». Не исключено, что именно встреча в Корсуне с этим загадочным русином вдохновила солунских братьев на создание славянской азбуки.
В 988 г. в Корсуне произошло эпохальное событие, определившее дальнейший исторический и духовный путь Руси: корсунский поход князя Владимира, его крещение и венчание с Византийской принцессой Анной. После крещения и венчания в Корсуне князя Владимира образовались крепкие культурно-духовные связи между византийским Херсоном, с его многовековой христианской историей, и Киевской Русью – тогда еще молодым, только набирающим силу православным государством. Русь не только помнила свои корсунские истоки и почитала свою «духовную колыбель», но явилась ее культурной и духовной преемницей, как и Византийской империи в целом. По сообщению «Повести Временных лет», князь Владимир в память своего крещения построил в Корсуне «церковь на горе». Так в Херсонесе-Корсуне родилась традиция, существующая по сей день в России, – ознаменовывать важные события строительством храмов или часовен.
В XI в. жители Херсонеса продемонстрировали свои симпатии к русам, невзирая на позицию официальной имперской власти в их городе. Например, когда стратиг Херсона в 1066 г. отравил князя Тмутаракани Ростислава, херсониты, возмущенные коварством своего правителя, расправились с ним, побив его камнями.
В конце XI в. после разорения Киево-Печерской лавры половцами в рабство в Херсон был продан инок лавры Евстратий, где претерпел мученическую кончину через распятие, после чего по инициативе жителей Херсонеса был причислен к лику святых.
К XIII в. в Херсонесе были русский квартал, русский приход, русские священники.
В 1228 г. из Корсуня в Рязанскую землю была перенесена чудотворная икона Николы Корсунского Заразского.
В 1472 г. в свите невесты великого князя Московского Иоанна III Зои (Софьи) Палеолог, племянницы последнего византийского императора, в Россию прибыл князь Константин, происходивший из Крымского княжества Феодоро (Мангуп). В Ферапонтовом Белозерском монастыре он принял постриг с именем Кассиан, затем основал на реке Учме (в 23 верстах от Углича) Учемскую Кассианову пустынь. Канонизирован как Преподобный Кассиан грек, Угличский чудотворец, или Константин, князь Мангупский.
В XV в. Иоанна III намеревался женить своего сына-наследника на мангупской княжне, и только завоевание полуострова турками-османами расстроило эти планы.
В ХVII в., а именно в 1634–1635 гг., священник Иаков Лызлов посетил Крым в составе русского посольства к крымскому хану от царя Михаила Федоровича. Согласно записям о. Иакова Лызлова в разоренном Инкерманском монастыре были найдены мощи неизвестного святого, которые российские дипломаты хотели забрать с собой в Россию, чтобы спасти их от осквернения. Однако одному из участников этой благочестивой акции во сне явился святой и строго запретил вывозить свои останки из мусульманского Крыма, провозгласив: «Аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь». При реставрации инкерманской крепости в XIX в. эти слова, имеющие глубокий исторический смысл, актуальность которого сохраняется и в наши дни, были высечены на закладном камне крепостных ворот.
В ХVIII в. (1787 г.) во время путешествия Екатерины II по Крыму в специально построенном павильоне на плато Монастырской скалы в Инкермане был организован обед, во время которого для императрицы был подготовлен сюрприз. По команде князя Потемкина занавес, скрывавший большой балкон, обращенный к Ахтиарской бухте, внезапно раздвинули. Короли, принцы и посланники не могли сдержать изумления: на берегах бухты раскинулся город. А на рейде красовался флот: линейные корабли, фрегаты, транспорты. Приветствуя высоких гостей, корабли и береговые батареи открыли огонь. Гром пушек возвестил европейскому сообществу о том, что Россия пришла сюда всерьез и надолго. Это был первый русский военно-морской парад в Крыму.
Автор: Т.Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».