7 июня Русская Православная церковь чтит память выдающегося церковного, научного и государственного деятеля XIX в. – святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. В 2020 году исполняется 220 лет со дня его рождения (1800–1857).
Святитель Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился в городе Ельце Орловской губернии в семье священника, прожил недолгую, но яркую, наполненную служением Богу и Отечеству жизнь и был глубоко любим и почитаем в России. Вот как писали о нем современники: «… среди сонма славных иерархов минувшего века навсегда останется имя Херсонского архиепископа Иннокентия, который просиял звездой 1-ой величины на небосклоне нашей церковной истории XIX века. Он был всесторонним учёным богословом, во многих отношениях опередившим своё время, блестящим проповедником – русским Златоустом, пленявшим сердца людей, и самоотверженным пастырем, готовым полагать душу за паству свою». Один из просвещеннейших русских архипастырей, владыка Иннокентий отличался широким кругозором, универсальностью знаний и практическим умом; хорошо разбирался в философии, естествознании, во всеобщей и в российской истории, в палеографии, археологии, географии, статистике, политической экономии, геологии, анатомии; свободно владел французским, немецким, польским, древнегреческим, латинским и древнееврейским языками; был действительным членом Российской академии (1836) и С.-Петербургской АН (1841), Одесского общества истории и древностей (1840), почетным членом МДА (1844), КДА (1851), Киевского (1835), С.-Петербургского (1849), Московского (1855), Харьковского ун-тов, Датского Королевского общества сев. антиквариев (1836), Об-ва сельского хозяйства Юж. России (1851), Вольного экономического (1849), Русского географического (1851), Русского археологического (1852) об-в и др. Его выдающиеся труды и главные проповеди в 11 томах дважды издавались в дореволюционной России, многое переиздается и в наши дни.
Отметим основные вехи биографии святителя Иннокентия: в 1810 г. он поступил в Воронежское епархиальное училище, в 1819 г. окончил Орловскую духовную семинарию, в 1823 г. – Киевскую духовную академию и был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии и ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища; в этом же году был пострижен в монашество и рукоположен сначала во иеродиакона, а затем в иеромонаха; в 1824 г. переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию на должность инспектора и экстраординарного профессора; в 1826 г. возведен в сан архимандрита, в 1829 г. удостоен степени доктора богословия, в 1830 г. назначен в Киевскую Духовную академию на должность ректора и профессора богословия; в 1836 г. рукоположен во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С марта по декабрь 1840 г. служил на Вологодской кафедре, в 1840–1847 гг. управлял Харьковской кафедрой, где восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель. В апреле 1845 г. возведен в сан архиепископа, с 1847 г. стал постоянным членом Святейшего Синода.
В феврале 1848 г. владыка Иннокентий назначается на Херсонскую и Таврическую кафедру. К этому времени он был уже широко известен как талантливый богослов, церковный историк, проповедник и администратор. Большой опыт и авторитет позволили ему направить основные усилия на восстановление древних христианских памятников в Крыму и основание там монастырей. Владыка ежегодно, а иногда дважды в год путешествовал по Крыму, любил верхом или пешком добираться до диких, труднодоступных мест, чтобы осмотреть развалины храмов, пещеры, источники и урочища, почитаемые с древности. 9 августа 1849 г. жители Крыма обратились к владыке Иннокентию с прошением принять меры к восстановлению 10 древних христианских храмов. В ноябре того же года он подал в Синод это ходатайство вместе со своей запиской о создании в Крыму «Русского Афона». В числе первоочередных мест, подлежащих восстановлению, святитель называл Успенскую скалу близ Бахчисарая, церковь св. Анастасии, источник св. бессребреников Космы и Дамиана, развалины 4 церквей в Херсонесе, церковь в Инкерманской скале, часовню св. Иоанна Предтечи над источником близ дороги, ведущей из Байдарской долины в Севастополь и Балаклаву, церковь св. Матфея в Судакской долине. По примеру афонского пустынножительства владыка предлагал поселить в этих местах по 1 монаху и несколько «не постриженных в монашество, но истинно монашеской жизни старцев» и составить из них единое иноческое братство с центром в Бахчисарайском Успенском скиту, «прочие же священные места с их церквами и часовнями будут почитаться его отраслями, под названием киновий». Владыка наметил и круг занятий братии: собирание исторических преданий, описание древностей, писание икон, прием странников, собирание целебных трав и оказание помощи больным, разведение винограда, смокв и проч. В конце 1851 г. владыка Иннокентий писал, что «пустынножительство Таврическое» уже состоялось, но для его развития требуются многие десятилетия. В 1853 г. была открыта Херсонесская киновия (во время Крымской войны храм и кельи были разрушены), позже учреждены Инкерманская, Катерлезская, Кизилташская и Космодамиановская киновии. «Отныне в пределах собственного Отечества, среди наших гор, – говорил владыка – мы будем иметь утешение зреть подобие древнего Афона! О, какое величественное и славное будущее предстоит горам нашим! Мне кажется, я вижу уже исполнение того, чему полагается теперь только единое начало! Вижу, как святой Владимир паки посещает своим духом тот храм, в коем он приял крещение и веру не для себя токмо, а для всей России! Вижу, как святой Стефан Сурожский обретает место для своей памяти среди тех долин, кои напоял он струями здравого учения в дни зловерия иконоборческого; как седмь святителей и священномучеников Херсонских, теперь едва не забытые, паки в храмах во имя их, связуются духом с прежнею их паствою и начинают поучать ее житием своим; как первосвятители Римские Климент и Мартин приходят на место своего заточения и трудов и находят его не в запустении, как теперь, а в лепоте богослужения и чине церковном; как, наконец, имя первозванного ученика и апостола, который впервые огласил горы наши, а потом и всю Россию именем Христовым, нарекается с честью на храмах наших! Благословен Господь, тако возблаговоливший о месте сем и о горах наших!».
Особое место в биографии св. Иннокентия занимает Крымская война, когда один из основных театров военных действий развернулся на территории вверенной ему епархии. В это тяжелое для всей страны время святитель проявил беспримерное мужество. Во время обороны Севастополя и Одессы он, несмотря на опасность, приезжал прямо к местам боев, служил молебны о победе русского воинства, погребал убитых, утешал и ободрял раненых, личным примером воодушевлял воинов на ратные подвиги. 24–27 июня 1855 г. владыка посетил осажденный Севастополь и прежде всего внимательно осмотрел с горы линию фронта, подробно расспросил о каждом бастионе, сделал «стратегические замечания» по поводу неприятельской позиции. По воспоминаниям очевидцев, «ядра и пули сыпались градом, и смерть носилась над головами русских воинов, ежеминутно поражая цель. Всякая земная помощь стала недействительной, оставалась только надежда на высшую помощь небесную, – и её-то возвестить и явился среди этой битвы знаменитый архипастырь! Когда он переправлялся в Севастополь с северной стороны бухты на южную, где кипел самый отчаянный бой, неприятельские ядра полетели в его катер, одно ядро упало у кормы, а другое у носа катера, и только каким-то чудом он уцелел. И затем среди ужасов разрушения великий святитель священнодействовал, благословлял и воодушевлял измученных борьбой героев на новые подвиги за веру и царя!». 25–26 июня после литургий, совершенных в лагерной походной церкви и в Николаевском соборе, владыка обратился к защитникам города со словами духовной поддержки, особо подчеркнув при этом, что от их усилий во многом зависит исход войны, в ходе которой решаются проблемы государственного, мирового и религиозного значения: «… здесь… решается судьба Востока и Запада, а может быть, и всего света… Огонь настоящей брани не случайно разгорелся… именно у вас и на том самом месте, где колыбель нашего православия… где Отечество наше встретилось некогда и вступило навсегда в духовный союз с православным Востоком… Сим самым Россия поставлена, можно сказать, в необходимость — стоять за сие место, как за святыню и драгоценность». «Стойте же, возлюбленные, стойте непоколебимо на той святой высоте, на которую возвел и поставил вас сам Господь! Продолжайте неослабно великое и священное служение ваше Церкви и Отечеству! Довершайте то, что начато вами так достославно и продолжено доселе так беспримерно!». Самоотверженная многосторонняя деятельность архиепископа Иннокентия во время Крымской войны снискала ему любовь и уважение не только его паствы, но также армии и всего российского общества. И до того уже известный ученый и проповедник стал знаменит на всю страну и даже за ее пределами, превратившись в национального героя. Историк М. П. Погодин назвал его «великим гражданином Русской земли». В память о Крымской войне архиепископ Иннокентий был награжден серебряной медалью на Георгиевской ленте и наперсным бронзовым крестом на Владимирской ленте.
После окончания войны святитель Иннокентий совершал объезды своей епархии, проводил богослужения в городах, подвергшихся разрушениям, находил средства для восстановления разрушенных церковных и монастырских зданий, устроения часовен на местах основных сражений, приведения в порядок кладбищ погибших воинов. Во время одной из поездок он заболел и 25 мая (7 июня по н.с.) 1857 г., в праздник Живоначальной Троицы скончался. В 1997 г. на братском кладбище Одесского Успенского монастыря были обретены его мощи и архиепископ Иннокентий был причислен к лику местночтимых святых. В 2007 г. мощи святителя были перенесены в восстановленный одесский Спасо-Преображенский собор, где они почивают и поныне. Через десять лет на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви святителя Иннокентия прославили к общецерковному почитанию.
И в заключении вспомним проникновенные слова святого архиепископа, произнесенные им в Севастополе при закладке храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, актуальные и ныне: «… в настоящих обстоятельствах возлюбленного Отечества нашего заложение сего храма получает еще большее и обширнейшее значение. Кто не знает, что у врагов наших одно из самых задушевных желаний теперь состоит в том, чтобы каким бы то ни было образом отторгнуть здешнюю страну от состава России?.. Это было бы, по собственному признанию их, верхом их успеха против нас. А мы, в это самое время, как бы в ответ на их безумную дерзость, полагаем ныне здесь основание храму во имя святого Владимира!.. Сим самым, сильнее и внятнее всяких слов, мы говорим врагам нашим как бы так: непростительно грубо ошибаетесь вы, воображая, что полуостров Таврический составляет для России только недавнюю добычу меча и плод побед: нет, это древнее и родовое достояние наше, это наследие еще святого Владимира!.. Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту, кому бы то ни было, значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира… Возможно ли это? …»
Автор: Т.Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».