Главный центр византийской Таврики — Херсон был типичным византийским провинциальным городом. Это в полной мере отражалось в сфере быта, досуга, повседневных забот херсонитов. В византийском Херсоне сохранилась античная «гипподамова» планировка городского пространства с прямыми улицами и прямоугольными кварталами.
Жилая усадьба херсонита включала в себя одно- или двухэтажный дом из камня, перекрытый черепицей и хозяйственный двор. Верхние этажи зданий отводились под жилые помещения, в то время как нижние обычно имели хозяйственное значение. В усадьбе при необходимости могли также размещаться торговые лавки, ремесленные мастерские, кузницы, харчевни, пекарни.
Оконные рамы часто стеклили. Помимо естественного освещения, использовали искусственное: керамические светильники и стеклянные лампады с оливковым маслом или дельфиньим жиром, свечи.
Обычный рацион питания составляли блюда из вареного зерна и бобов, употребляли в пищу также мясо, рыбу, вино и оливковое масло. В летний период к рациону добавлялись также овощи и фрукты.
Как и все византийцы, херсониты носили штаны из шерсти и кожи, длинные хитоны, плащи. У женщин, как и во все времена, были популярны ювелирные украшения: перстни, кольца, браслеты, ожерелья, подвески.
Средняя продолжительность жизни людей средневековой эпохи не превышала сорока лет, особенно большой была детская и подростковая смертность. Частыми «спутниками жизни» были болезни — от масштабных эпидемий чумы во времена Юстиниана I до мелких хворей. В арсенале местных врачей имелись различные медицинские инструменты, преимущественно из бронзы, среди которых приспособления для операций на глазах, для различных прижиганий, а также пинцеты, иглы, ножи-«скальпели». Для приготовления лекарств и снадобий использовались бронзовые и мраморные ступы и костяные ложечки-дозаторы. Большое внимание уделялось личной гигиене, херсониты посещали городские бани.
Семья и брак в Византии являлись основными жизненными ценностями. Мужчина традиционно считался опорой семьи. Хотя общественная активность женщин не поощрялась, их имущественные права защищались законом. Женская половина дома (гинекий) строго отделялась от мужской. Все дети имели равные права на родительское наследство. Мальчики получали воспитание в публичных школах или при монастырях, тогда как девочки учились рукоделию преимущественно дома.
Традиционно дети наследовали профессию родителей. Имущественное положение, конечно же, влияло на возможность получить образование и построить дальнейшую карьеру. Образование и грамотность в Византии была существенно выше, чем на средневековом Западе. Умение читать и писать было обязательным и для служителя Церкви, и для светского чиновника. Рукописные книги в самом Херсоне не сохранились, но найдены многочисленные бронзовые застежки от кодексов. Интересен найденный во время раскопок С. Г. Рыжова бронзовый диптих с изображением креста на Голгофе.
Для письма служили заостренные костяные или бронзовые палочки — стилосы, которыми писали по воску, нанесенному на костяные или деревянные пластинки, а также чернилами по тонко выделанной коже — пергамену.
Несмотря на повседневные заботы и трудности, жители города стремились сделать свою жизнь красивой и комфортной. Император Феодосий I предписывал строго искоренять языческие суеверия, однако был более терпимым к развлечениям, пирам и праздничным собраниям горожан, которые не попали под запрет.
Со временем в Херсонесе-Херсоне, как и в Византии в целом, частная жизнь оказалась под доминирующим влиянием Церкви, а стациональные литургии — богослужения, при которых различные молитвенные последования совершались в определенных местах городского сакрального пространства с переходом между ними в форме церковной процессии — стали главными торжествами и публичными мероприятиями. Главным средоточием городских празднеств оставались торговые площади. На них нередко устраивались представления мимов, бродячих актеров, акробатов, жонглеров, которые разыгрывали сценки в сопровождении лиры, кифары, свирели-авлоса. Сохраняли популярность конные ристания на ипподроме,
спортивные состязания.
Как и все византийцы, херсониты занимали свой досуг игрой в кости, шашки, шахматы, увлекались музыкой. Хотя Церковь осуждала «азартные» игры, к которым в то время относили и шашки с шахматами, они оставались популярными как среди знати, так и среди простонародья. Более благочестивые горожане посвящали досуг чтению книг — Священного Писания и Житий святых.
Автор: Роменский А.А., научный сотрудник отдела византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».