Подробное изложение осады Корсуня Владимиром сохранилось только в древнерусских письменных источниках, из которых важнейшим является Повесть временных лет — летописный свод начала XII века. «Корсунской легендой» вслед за А. А. Шахматовым принято называть гипотетический текст, легший в основу сведений летописи и Житий.
В современном летописеведении существуют две основные концепции, излагающие схему историописания на Руси. Ключевым вопросом является соотношение «Повести временных лет» (ПВЛ) — летописного свода, созданного в Киеве в Печерском монастыре в начале XII века, и Новгородской первой летописи младшего извода (НПЛмл). Выдающийся русский филолог-источниковед А. А. Шахматов полагал, что НПЛ в своей основе опиралась на текст, более древний, чем ПВЛ, сохранившаяся в лаврентьевском, ипатьевском, радзивиловском, московско-академическом и ряде других списков.
Разночтения в НПЛмл он относил к Начальному своду — летописной компиляции. По мнению ученого она была создана двумя десятилетиями раньше «Повести временных лет». Со временем А. А. Шахматов добавил в свою схему и другие гипотетические древние тексты — Киево-Печерский свод 1070-х годов и Древнейший свод, доходивший до 1039 года. Хотя отдельные выводы Шахматова были впоследствии оспорены, ключевой тезис — о наличии в «ПВЛ» более древних «страт», которые можно распознать текстологически, — оставался незыблемым. Другая точка зрения, восходящая к В. М. Истрину и С. А. Бугославскому, в корне отрицала сам принцип Шахматова. Согласно данной концепции, отличия НПЛмл от ПВЛ объясняются искажениями и редактированием позднего новгородского переписчика, а выявить предшествующие «Повести…» летописные своды едва ли возможно.
Обе версии имеют своих сторонников в настоящий момент, но концепция Шахматова и его последователей остается более убедительной. В ее защиту в последнее время привлекаются не только текстологические, но и лингвистические доводы. Изучение особенностей языка летописи, в частности, употребления форм аориста, доказывают древность «летописного ядра», которое современные ученые называют «Древнейшим сказанием». Эта часть текста, видимо, лишенная годовых дат, была создана не позднее начала XI века. Таким образом, она стала первым отечественным опытом историописания.
Возможно, наряду с Древнейшим сказанием и последующими сводами существовали краткие «анналистические заметки», впоследствии также включенные в летопись. Заслугой составителя ПВЛ стало обобщение предшествующего исторического материала, включение в летопись ряда документов, редактирование ее согласно собственной схеме происхождения славян и Руси. «Повесть временных лет» была оконченная Нестором в Печерском монастыре к 1113 году, а тремя годами позже ее отредактировал в Выдубицком монастыре Сильвестр. Она стала эталоном летописания на Руси и в дальнейшем включалась в исторические тексты, многократно редактировалась и переписывалась.
Отдельным является вопрос о том, когда же в летопись попало изложение похода князя Владимира на Корсунь, где он впоследствии крестил Русь. Шахматов полагал, что «Корсунская легенда существовала некогда в отдельном от летописи виде» и была составлена в конце XI века неким жившим на Руси греком, потомком корсунского духовенства, взятого Владимиром из захваченного города. В «Повести временных лет» рассказ о крещении Владимира подвергся существенной редактуре, имевшей провизантийскую идеологическую направленность. «Корсунская легенда» связывала принятие христианства Русью с византийским Херсоном и Империей ромеев в целом, тогда как другие древнерусские источники, напротив, подчеркивали самостоятельный выбор князя. Точка зрения, подробно изложенная А. А. Шахматовым, к настоящему времени требует существенных поправок.
Топографические и исторические подробности, сообщенные в летописном тексте, равно как и в Житиях Владимира, не оставляют сомнений в том, что их автор — корсунянин, хорошо знавший город и, возможно, бывший очевидцем осады. Свидетельства «Корсунской легенды» представляются более аутентичными и достоверными, чем противоречащие ей данные нескольких памятников церковной книжности. Не исключено, что памятники попали в летописный текст «по горячим следам», уже к началу XI века. Изложение событий в «Повести временных лет» и «Житии Владимира особого состава» (последнее Шахматов считал древнейшей версией «Корсунской легенды») имеет признаки редактуры, но в целом их можно считать заслуживающими доверия источниками.
Автор: Роменский А.А., научный сотрудник отдела византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».