Мозаичные полы христианских храмов Херсонеса.
Для укрепления власти и христианской религии, византийский император Юстиниан I (527-565 гг) предпринял масштабное храмовое строительство по всей империи. Именно юстиниановским временем датируется сооружение многочисленных храмов в Херсонесе, который к VI в. именовался Херсоном.
Самым распространенным типом культовой христианской постройки ранневизантийского периода являлась базилика. Херсонесские храмы – базилики были богато украшены мраморными архитектурными деталями, фресковой росписью; полы в большинстве храмов были украшены мозаикой.
Моза́ика (лат. (opus) musivum – (произведение), посвящённое музам – декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило – на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Византийские мозаики Херсонеса следовали античным художественным традициям, но в них уже ощущался отход от живописных принципов декора античных мозаик. Орнамент и живописный стиль роднит их с кругом византийских мозаичных полов, известных по памятникам Греции, Македонии, Фракии и Малой Азии.
Херсонесские базилики открыты и исследовались в разные годы. Состояние мозаичных полов на момент раскопок было неудовлетворительным. Оригинальный раствор, на который были уложены мозаики, не сохранился, отмечались существенные утраты мозаичных наборов. В 1972-1974 гг была реализована большая программа реставрации херсонесских мозаик, которой руководил О.И. Домбровский при участии С.Г. Рыжова. Некоторое время отреставрированные мозаики находились на местах раскопок, но позже были перенесены в павильон.