21 мая музей-заповедник “Херсонес Таврический” принял участие в ежегодной международной акции “Ночь музеев”.
Посетители смогли увидеть сразу несколько выставок. В павильоне голограмм расположилась выставка «Херсонес в советском и российском кинематографе» и «Херсонесский музей в годы Великой Отечественной войны». В выставочном зале здания античной экспозиции вновь открылась выставка «От разрытия курганов» до памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО: история исследования и сохранения Херсонеса», а в Итальянском дворике развернулась живописная экспозиция севастопольского художника Олега Танцюры. В течение дня в музее-заповеднике побывало 3 794 посетителя. В акции “Ночь музеев”, которая проходила с 16:00-20:00, приняли участие 919 человек.
В фонде № 4 (фонд Паккарда) открылась уникальная выставка одного предмета “Взгляд сквозь столетия…”. Экспонат выставки – «Портрет юноши» конца IV в. до н.э. Фрагмент известняковой плиты с изображённым на нем полихромным портретом юноши найден 55 лет назад и является одной из самых значительных находок из ядра знаменитой херсонесской башни Зенона. Выставку посетило более 350 севастопольцев и гостей гостей города.
Ценнейший экспонат античного периода займет достойное место в Античной экспозиции, которая уже совсем скоро начнет свою работу в музее-заповеднике. Сейчас «Портрет юноши» хранится в музейных фондах.
Среди монументальных памятников Херсонеса самыми значительными являются его оборонительные сооружения.
За время существования города они подвергались многократным ударам врагов и, самое главное, многовековому сокрушительному влиянию времени. Их раскопки дали немало интересных сведений и памятников учёным. Подлинными жемчужинами коллекции Херсонесского музея стали находки из башни Зенона.
Как показали исследования, ядро оборонительной башни было сложено из архитектурных деталей и фрагментов надгробных памятников IV- III вв. до н.э., из них – 165 фрагментов с остатками полихромной росписи, 42 имеют надписи, где читаются 77 имён.
Особое место среди уникальных находок башни занимает фрагмент надгробия с портретом молодого херсонесита. Великолепная лепка атлетической шеи, превосходно моделированное лицо и, конечно же, ясный и спокойный взор юноши никого не оставляют равнодушным. Портрет выполнен в технике энкаустики, что было очень популярно в Древней Греции. Античные писатели и поэты называли образы энкаустических картин «одушевлёнными, цветущими, обманывающими чувства, дышащими». К сожалению, античная живопись для нас оказалась утраченной навсегда. Остались лишь цитаты из древних авторов и редчайшие находки, такие как херсонесский портрет юноши. По технике исполнения, древности и сохранности ему нет равных в мире.
Глядя на это произведение, становишься неизмеримо ближе к пониманию блестящих отзывов античных писателей о картинах великих живописцев Древней Греции.
Энкаустика – это одно из самых ярких и удивительных сокровищ античного искусства, наследниками которого мы оказались. К несчастью, сами энкаустические произведения о красоте и выразительности которых восторженно отзывались античные авторы до наших дней не дошли. Сохранились лишь немногочисленные описания произведений великих энкаустов.
С каким благоговением относились в Древней Греции к произведениям энкаустов, можно судить хотя бы по такой легенде: когда Деметрий Полиоркет осадил Родос и ему пришлось брать город с той стороны, где располагалась мастерская знаменитого энкауста Протогена, Плиоркет, из боязни повредить мастерскую, снял осаду.
Уже по тому, что слово «воск» в античном мире служило синонимом слова «краска» можно догадаться о том, какую роль играла энкаустика в древнегреческом искусстве. Картины энкаустов классической эпохи древней Греции поражали своей почти иллюзорной реальностью. Были мастера, достигшие такой виртуозности, что писали лицо сквозь стекло сосуда. Согласно Плинию, один из художников – Зевксис так написал виноград, что птицы слетелись клевать его. Живые лошади ржали рядом с картиной, где нарисовал коня знаменитый Апеллес. Знаменитый античный автор Флавий Филострат писал об энкаустике: «Искусство, основанное на правде, вызывает капли росы на цветах, на них сидит даже пчела и неизвестно, она ли картиной обманута, или же мы, в заблужденье введённые считаем её живою?»
На многие картины художников-энкаустов VI-V вв до н.э., привезённые в Рим, современники смотрели, как на бесценные сокровища. Императоры Август, Тиберий, Цезарь платили за такие работы суммы, равные стоимости целых городов. Большая часть призведений лучших энкаустов была доставлена в Рим и погибла там впоследствии во время пожара в 410 году н.э., при взятии Рима Аларихом, либо в 452 году, при нападении на Рим Гензериха.
Знакомство с энкаустикой художников и учёных началось не с самих произведений, а с упоминаний о ней, которые были обнаружены в античной литературе времён императорского Рима, в произведениях Плиния. Витрувия, Цицерона, Филострата.
«Он вжёг» – добавляли к своему имени античные живописцы на картинах, выполненнях восковыми красками. Так родился термин «энкаустика». Им в Древней Греции обозначали способ живописи разогретыми восковыми красками. Оплавленные пламенем жаровни, восковые краски приобретали удивительное свойство сохранять яркость и сочность цвета в течение тысячелетий.
В арсенале древнего энкауста имелся разнообразный инструментарий: миниатюрные каменные и металлические палитры, керамические и металлические плавильные жаровни, ступки и сосуды для сухих красок, переносные ящики со множеством перегородок, в ячейках которых хранились готовые энкаустические краски, и т.п. Но главными рабочими инструментами, судя по всем источникам, были каутерий, кисть и цестр.
В Эрмитаже хранится открытый при раскопках Керчи саркофаг с энкаустической росписью, изображающий мастерскую древнего энкауста. Художник с каутерием в руках сидит перед вертикально стоящим мольбертом, на котором закреплена картина. Значит, энкаустические картины писались в вертикальном положении, а, следовательно краска не могла выливаться на их поверхность. На этом же изображении рядом с художником – ящик с перегородками, где хранились готовые краски, и краски хранились холодными. На картине видно, художник нагревает свой каутерий над пламенем жаровни. Это также подтверждает загадку о том, что краски в ящике во время работы были холодными, а рабочий инструмент нагревался.
Современные раскопки показали, что чуть ли не в каждом античном городе-колонии в энкаустику вносили свои узкоместные особенности. На Боспоре – это маски, В Херсонесе колоссальное количество надгробных стел с надписями, рельефов, раскрашенных энкаустикой. На Тамани – мелкая пластика и скульптура.