Сегодня в нашей стране отмечают одну из наиболее знаменательных дат — день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Крещение Руси – это переломное событие истории восточнославянских народов.
Официально «день Крещения Руси» как памятная дата России был закреплен на законодательном уровне в 2010 году. Двумя годами ранее с предложением к главе государства увековечить день памяти князя Владимира обратился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Херсонес Таврический (византийский Херсон или Корсунь древнерусских летописей) имеет прямое отношение к этим событиям. Ведь именно здесь, согласно «Повести временных лет», князь Владимир крестился и вступил в брак с византийской принцессой Анной, порфирородной сестрой императоров Василия II и Константина VIII. В дальнейшем православие определило вектор развития древнерусской культуры, которая восприняла основные духовные ценности византийской цивилизации.
Взятие Херсона и крещение киевского князя в храме на торговой площади города в 988 году изменило характер русско-византийских отношений. Русь надолго стала стратегическим партнером и союзником Византии, а «русско-варяжский» корпус – важной частью византийских вооруженных сил. Оформленное в это время соглашение сделало возможным утверждение христианства как государственной религии Руси.
В 978 году к власти в Киеве пришел молодой и амбициозный князь Владимир Святославич, младший сын знаменитого Святослава Храброго. Поначалу его религиозная политика была традиционной, направленной на восстановление прежних языческих обычаев.
В дальнейшем Владимир, как и его предшественники, обращает внимание на богатую и влиятельную Византию – самое могущественное государство раннесредневекового мира. Летопись описывает его приход к христианству как результат сначала религиозных дебатов представителей разных вероучений, а затем ответного посольства с целью «испытания веры».
На самом деле решающими, конечно, были политические факторы. В 986 году в Византии начинается очередной этап долгой и кровопролитной гражданской войны, в которой формальные василевсы-соправители из Македонской династии, братья Василий II и Константин VIII, противостояли ставленникам военной знати, представителям аристократических родов Варде Склиру и Варде Фоке, поочередно занимавшим пост главнокомандующего вооруженных сил на Востоке (доместика схол).
К 987 году Варда Фока Младший, племянник трагически погибшего и все еще популярного императора Никифора II, контролирует большую часть византийской Малой Азии, приближаясь к предместьям столицы, Дорилею и Хрисополю.
Воспользовавшись этими, благоприятными для нападения, условиями, князь Владимир совершает поход в Таврику. Сопоставление всей совокупности данных источников позволяет заключить, что взятие Херсона войском Владимира Святославича произошло не позже лета-осени 988 года, до завершения навигационного сезона.
В это время тревожная ситуация в стране вынудила Василия II обратиться к «тавроскифам» с просьбой о военной поддержке. За вооруженную помощь в войне с Вардой Фокой киевскому князю была обещана порфирородная сестра императора – невиданная честь для тех времен. Породниться с византийским двором мечтали многие, но удавалось это далеко не всем. Неудачей окончилась попытка сватовства германского императора Оттона II, которого византийцы незадолго до этого с подобающим им высокомерием отвергли. Владимиру, бастарду и новичку на международной арене, поспособствовало удачное стечение обстоятельств. В один из дней 988 года к стенам Херсона подошла кубара (корабль) с принцессой Анной на борту. Вместе с царевной прибыла и ее свита – константинопольское духовенство, Ефесский митрополит Феодор, другие знатные лица. Принцессу поселили в одном из лучших дворцовых помещений на большой агоре, находящимся за алтарем крестообразной церкви.
Князь Владимир остановился рядом, в палатах «с краю» от церкви. Дата торжественного крещения точно не известна, но есть основания полагать, что оно состоялось поздним летом или ранней осенью 988 года.
Накануне таинства желающий креститься должен был выдержать сорокадневный пост и пройти предварительную подготовку (оглашение), однако эти требования могли и не соблюдаться в экстраординарных политических условиях. Предание повествует о слепоте Владимира накануне таинства и его чудесном исцелении в купели. Скорее всего, подразумевалось не столько физическое, сколько духовное прозрение, преображение «из Савла в Павла».
Письменные источники свидетельствуют о месте крещения и венчания князя с его порфирородной невестой, прибывшей в Херсон после победного завершения осады: «в церкви посреди града, идеже торг деют корсуняне», то есть на большой торговой площади – агоре, на которой в это время имелось несколько храмов. Это прежде всего крестообразный мартириальный храм № 27, более вместительная базилика № 28, а также небольшой храм № 29. На агоре были также светские, дворцовые помещения, «палаты» князя и его невесты, находящиеся «с краю церкви» и за ее алтарем.
Сопоставление данных летописи, археологических и топографических материалов позволяет утверждать, что местом совершения таинства стал один из храмов агоры. В десяти метрах от «палат» находилась и водосборная цистерна, снабжавшая их водой. Тем не менее, в науке существует версия, согласно которой крещение князя произошло в баптистерии при самой большой базилике города, являвшейся епископской резиденцией (ныне известной как Уваровская базилика).
После торжественной церемонии Владимир и Анна ещё некоторое время оставались в Корсуне. Князь построил в память о своем крещении церковь «на горе», образовавшейся, по преданию, от земляной насыпи, сооруженной при штурме города. Возможно, это был поздний, меньший храм «Базилики на холме» (№ 14). Вскоре князь с новой супругой и частью дружины отбыл в Киев, прихватив с собой священников, церковную утварь и двух бронзовых коней, ещё с античных времен украшавших херсонскую площадь.
Согласно договоренности Василия II и Владимира, существенная часть воинов-варягов отправилась в Византию. Именно они составили решающую силу в битве у Авидоса 13 апреля 989 года, где были сокрушены войска Варды Фоки. Херсон вновь вернулся в состав Империи, и лишь храм, возведенный Владимиром на холме, насыпанном корсунянами, а также разрушенные и сожженные в ходе штурма здания напоминали о долгой осаде.
Вернувшись в Киев, Владимир решительно провозгласил византийское христианство государственной религией, разрушив прежнее капище у княжеского терема.
Поздравляем вас с праздником! Желаем вам мира и единства, добра, любви и, конечно, веры!
Автор: А. А. Роменский, научный сотрудник отдела византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»