15 июля 2021 года в зале временных выставок здания византийской экспозиции открылась выставка «Византийские древности графов Уваровых». Уникальный проект появился в результате сотрудничества Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» и Государственной публичной исторической библиотеки России при содействии Патриаршего совета по культуре и Фонда «Моя история».
На выставке впервые представлены широкой аудитории листы с иллюстрациями из альбома «Византийские древности», созданного в ходе свадебного путешествия Алексея Сергеевича и Прасковьи Сергеевны Уваровых по Европе в 1859–1862 годах. Помимо исключительно редких рисунков, на выставке посетителей ожидает знакомство с архивными документами, книгами, а также предметами из фондовой коллекции музея-заповедника. Некоторые экспонаты также уникальны, например, бронзовая икона X–XI веков с изображением святых Кира и Лукиллиана.
Среди памятников византийского прикладного искусства в Херсонесе эта металлическая икона представляет чрезвычайный интерес для исследователей, ведь, несмотря на неоднократные публикации, она имеет ещё много неразрешённых вопросов о её датировке и интерпретации. Частично сохранившаяся позолоченная бронзовая икона с изображением святых Кира и Лукиллиана происходит из раскопок «Храма с аркосолиями» в Портовом районе византийского Херсона (проводились в 1964 году). Икона сильно фрагментирована и, по мнению издателей, несёт следы древнего ремонта. На ней сохранилась часть греческой надписи, но, к сожалению, полностью восстановить её содержание затруднительно.
На фрагменте иконы представлено двое святых, один из которых передан в образе мученика, другой – с характерным инструментом в правой руке. Точную идентификацию изображённых затрудняет наличие между фигурами трёх имен — Иоанникия, Лукиллиана и Кира. Издатели памятника, атрибутируя принадлежность представленных на иконе образов, определяют её по надписям, расположенным над левыми плечами святых и, соответственно, видят там Лукиллиана (слева) и Кира (справа). Однако, по мнению исследователей Н. А. Алексеенко и М. Н. Бутырского, размер литер ктиторской надписи и степень её сохранности в сопоставлении с размером представленных образов свидетельствует, что на иконе могло быть не менее пяти, а вполне вероятно, и больше персонажей. Не исключено, что на ней мог быть представлен ряд фигур в неком «святительском» чине, а не их погрудные изображения. Следовательно, икона имела значительно больший размер. Анализ художественных особенностей данного памятника позволяет не только определить его стилистику, но и в известной мере уточнить время его создания. Следует отметить, что каждый из святых, представленных на сохранившемся фрагменте храмовой иконы, тонко индивидуализирован не только облачением, атрибутами, жестами, но также пластикой и рисунком портретных черт. Для обеих фигур характерен сложный и, вместе с тем, точный рельеф; свободное, плавное движение линий, описывающих их контуры и разнообразные складки на одеждах; выверенные облагороженные пропорции, чуть вытянутые для зрительного облегчения тел. Эта стилистика соответствует художественным особенностям византийских памятников рубежа X–XI веков. Рассматривая памятник как фрагмент большой храмовой иконы, которая, очевидно, находилась в интерьере так называемого Храма с аркосолиями в Херсоне, учёные имеют объективные основания говорить и о принадлежности самой церкви к определённому культу, и о её популярности и значении в религиозной жизни херсонитов.
При написании текста использован материал статьи: Алексеенко Н. А., Бутырский М. Н. Херсонская бронзовая икона с изображением свв. Лукиллиана и Кира (к вопросу об атрибуции и интерпретации сюжета). // Великая схизма. Религии мира до и после разделения церквей. Тезисы докладов и сообщений ХVI Международной конференции по истории религии и религиоведению (Севастополь, 26–31.05.2014). Севастополь, 2014. С. 5–7.
Автор: Т. А Прохорова, кандидат исторических наук, заведующий научно-архивным отделом музея-заповедника «Херсонес Таврический».