2 мая 1729 года родилась немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская – будущая российская императрица Екатерина II, вошедшая в историю как «Великая».
Екатерина была образованным и мудрым правителем. Приехав в Россию в возрасте 15 лет, она приняла православие и была крещена под именем Екатерины Алексеевны. Она строго соблюдала православные обычаи, чем вызвала уважение русского народа. Екатерина стала относиться к России как к своей родине. Чтобы лучше понять и узнать русский народ, она стала изучать его язык, традиции, историю Руси. Среди прочитанных ею книг были сочинения по истории, философии, экономике, литературные труды французских просветителей, но также и летописи, жизнеописания царей, великих князей и других исторических деятелей.
Мало кому известен тот факт, что именно благодаря политике Екатерины мы видим и знаем Херсонес таким, какой он есть. Зарождением археологических исследований «в Ахтиарской гавани на Черном море» связано с ее именем. Императрица планировала воссоздание греческой государственности со столицей в Константинополе (данный план известен как «Греческий проект»), и Херсонес являлся важным аргументом российской идеологии. В статье Никиты Игоревича Храпунова «Византийский Херсон и Екатерина Великая» детально рассматривается история поиска византийского Херсона во время правления Екатерины II.
В середине XV в. жители окончательно покинули город, а его местоположение было забыто. Летописи хранили воспоминания о Корсуне как о месте крещения киевского князя Владимира, но при этом они не придавали особого значения его локализации. Претензии России на византийское наследие и ее военные и дипломатические успехи в Северном Причерноморье во второй половине XVIII в. побуждали к поиску того места, где находился реальный византийский Херсон. Н. И. Храпунов по этому поводу пишет следующее: «Помимо научного интереса, этот вопрос имел политическое значение. Крещение Владимира в Херсоне было важным аргументом российской государственной идеологии, оправдывающей притязания на южные земли. Кроме того, Екатерина рассматривала Владимира как своего предшественника, выполнившего схожую историческую миссию по приобщению России к цивилизации».
Путешественники и историки того времени предложили несколько вариантов локализации Херсонеса – как на Крымском полуострове, так и за его пределами. Изначально Екатерина приняла версию расположения города в нижнем течении Днепра (где сейчас находится современный город Херсон). Однако епископ Евгений Булгарис, подполковник Бальдани и ученый Карл Габлиц собрали доказательства того, что Херсонес находился близ строящегося Севастополя. Габлиц опубликовал сочинение по исторической географии, в котором доказывал, что Херсонес находился на юго-западной оконечности Крыма. Правда, Габлиц считал, что Херсонес занимал чуть ли не всю территорию Гераклейского полуострова, а известную сейчас территорию города обозначил как «крепость», «место, где крестился Владимир».
Окончательное понимание того, что Херсонес – Херсон – Корсунь располагался на юго-западе Крымского полуострова, в нескольких верстах от Севастополя, сложилось в общественном сознании во времена правления любимого внука Екатерины Александра I.
Таким образом, одним из неожиданных результатов политики Екатерины II в Северном Причерноморье стали поиски руин древнего города Херсона. В результате российских завоеваний, открывших доступ в регион для путешественников и исследователей, этот теоретический вопрос превратился в практическую задачу. И сегодня, благодаря Великой Императрице и многолетним трудам историков, археологов и политических деятелей, мы имеем возможность узнавать и изучать этот уникальный древний город.
(По материалам статьи: Храпунов Н. И. Византийский Херсон и Екатерина Великая // Античная древность и средние века. Екатеринбург: УрФУ, 2016, вып. 44, с. 236–251).