2 мая православный мир отмечает Воскресение Христово, или Пасху – древнейший и важнейший христианский праздник, «праздников праздник, торжество из торжеств». Праздник установлен в честь воскресения Иисуса Христа – центрального события всей библейской истории.
О чуде воскресной ночи сообщается в заключительных главах четырех канонических Евангелий. Согласно Евангелию, по прошествии субботы к Гробу Господню направились жены-мироносицы (Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, Иоанна и другие (Лк. 24: 10), которые должны были помазать тело умершего Иисуса бальзамирующими веществами, по иудейскому обычаю. В этот момент сделалось землетрясение, и ангел Господень в белых одеждах «отвалил камень от двери гроба»; он же сообщил женщинам о воскресении Господа из мертвых и направил их сообщить эту весть ученикам. Вскоре жены-мироносицы встретили самого Господа Иисуса, который призвал их не бояться: «пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28: 9–10). Одиннадцать оставшихся верными учеников встретили Христа на горе, в Галилее, «и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 28: 17). Христос повелел им идти и научить все народы, «крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19–20).
Прообразом христианской Пасхи был иудейский праздник, посвященный исходу евреев из Египта. В древних восточных Церквях вначале праздник совпадал с иудейским и отмечался 14 нисана, на Западе сложилась традиция отмечать Воскресение Христово в первый воскресный день после иудейского Песаха. Противоречия были согласованы на Первом Вселенском соборе, созванном в Никее в 325 г. По повелению императора Константина Великого, все христиане должны были праздновать Пасху в один день, в то же время не совмещая ее с иудейской. Согласно александрийской пасхалии, принятой в Православии, день Пасхи исчисляется по лунно-солнечному календарю и наступает в первый воскресный день после первого полнолуния не ранее весеннего равноденствия. Фазы луны рассчитываются на основании Метонова цикла – промежутка времени, предложенного афинским астроном Метоном в 433 г. до н. э. С VI до конца XVI в. александрийская пасхалия применялась во всей Церкви, с 1582 года католики приняли новую пасхалию, названную «григорианской».
Праздник Воскресения Христова, как особый день, отмечается торжественным ночным богослужением. Пасхальная утреня начинается в полночь троекратным пением праздничной стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Затем клир и народ с крестным ходом идут вокруг храма, с пением пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Поется пасхальный канон Иоанна Дамаскина и стихиры Пасхи, читается огласительное слово Иоанна Златоуста. На пасхальной литургии, по обычаю, причащались все христиане. Особый чин богослужения сохраняется всю Светлую седмицу. Начиная с пасхальной ночи в последующие сорок дней христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскресе! Воистину воскресе!» и троекратным поцелуем.
В раннехристианской иконографии Воскресение Христово чаще всего изображалось символически, через ветхозаветные прообразы, например, образ пророка Ионы во чреве кита. Иногда в искусстве представляли сцену явления ангела или явления Христа женам-мироносицам. К Х в. складывается сюжетная композиция «Сошествия Христа во ад», связанная с праздником Пасхи.
(Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»)