7 апреля (25 марта по старому стилю) Русская православная церковь отмечает один из двенадцати важнейших (двунадесятых) праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы.
В этот день вспоминают благовестие Пресвятой Деве архангела Гавриила в Назарете и Боговоплощение. Рассказ об этом событии содержится в Евангелии от Луки (Лк. 1: 26–38). Согласно данному тексту, архангел Гавриил был послан к Деве Марии в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи. Архангел приветствовал Марию такими словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами», – и сообщил об обретении благодати у Бога и о скором рождении Сына Божия. Боговоплощению предстояло совершиться чудесным действием силы Святого Духа: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим». Дева Мария со смирением приняла эту весть, сказав: «Да будет Мне по слову твоему». Апокрифические предания сообщают, что встреча Ангела с Богоневестой произошла вначале у источника, а затем в доме, когда Она пряла завесу для иерусалимского храма.
Иконография Благовещения сложилась уже в III–IV вв.; она известна по росписям римских катакомб. Сюжетная композиция, как правило, состоит из сидящей Девы с веретеном и пряжей и Архангела в виде стоящего юноши. Ещё один, более редкий, вариант иконографии представляет Деву Марию с сосудом у источника, обращённую к архангелу Гавриилу. Установление церковного празднования произошло позже. В VI в. преподобный Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение, а к VII в. праздник уже прочно вошёл в церковный календарь и на Западе, и на Востоке.
Изображение Благовещения представлено на стеатитовой иконе из Херсонеса, найденной при раскопках Г. Д. Белова в Северном районе городища в 1937 году. Икона, изготовленная в столице Византии – Константинополе – в XII в., содержит рельефные фигуры Девы Марии в мафории под сенью кивория (навес над престолом) с пряжей и прялкой в руках, и устремлённого к ней Архангела Гавриила с жезлом в левой руке. Между Пресвятой Девой и Гавриилом помещена высокая лилия в кадке. С неба к нимбу Девы спускается луч, символизирующий благодать Святого Духа.
Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»