31 января во всём мире отмечают замечательный профессиональный праздник – Международный день ювелира. Отдавая дань представителям этой прекрасной профессии, мы хотели бы рассказать о ювелирном искусстве Херсонеса Таврического и о подлинных сокровищах, найденных на его территории.
История изготовления украшений из драгоценных металлов уходит корнями в далёкое прошлое. Уже к концу IV тыс. до н.э. в Шумерском царстве были распространены цилиндрические печати из разноцветных халцедонов, покрывавшиеся резными узорами тонкой работы. Качество обработки поделочных камней в древней Месопотамии и Египте достигло очень высокого уровня – здесь их умели полировать, сверлить, украшать резьбой. Дальнейшее развитие ювелирного ремесла и превращение его в подлинное искусство связано с Древней Грецией. Город Херсонес, основанный греками на северном берегу Чёрного моря, в этом отношении также не был исключением.
У херсонесских мастеров – создателей ювелирных украшений – не было местной сырьевой базы. Поэтому золото, серебро и драгоценные камни, использовавшиеся при изготовлении серег, браслетов, ожерелий и колец, как и металлы для чеканки монет, городу приходилось импортировать. Хотя о существовании ювелирного производства в Херсонесе IV–III веков до н. э. некоторые исследователи говорят лишь предположительно, начиная с конца III – начала II веков до н. э. в городе, вероятно, появляются собственные мастера-ювелиры. При этом высокохудожественные изделия из драгоценных металлов были привозными (из различных средиземноморских центров, с Боспора), а более простые — изготавливались на месте.
Замечательные ювелирные украшения, датируемые IV веком до н. э., обнаружены в конце XIX века К. К. Косцюшко-Валюжиничем. При раскопках склепа № 1012 у подножия херсонесской оборонительной стены он исследовал захоронения с кремированными останками членов богатой и знатной семьи. Среди находок была урна с прахом женщины, в которую был помещен набор великолепных драгоценностей (в качестве погребального инвентаря использовались дорогие умершему предметы или те, что могли пригодиться ему в загробной жизни). Одно из таких украшений – золотое ожерелье со звеном в виде «гераклова узла» (особый орнамент, представляющий собой соединение двух петель в один неразрывный узел). Культ Геракла был чрезвычайно популярен в Херсонесе, потому что именно этот герой считался предком дорийцев и входил в число покровителей и защитников древнего города.

Ожерелье со звеном в виде гераклова узла. Конец IV века до н. э. Золото. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 211)
Ещё одной важной находкой Косцюшко-Валюжинича в склепе № 1012 Херсонеса стала пара золотых серег с многофигурными группами на ладьевидных подвесках, одна из которых значительно пострадала от огня погребального костра. Эти серьги, как и ожерелье с геракловым узлом, богато украшены зернью (техника, представляющая собой капельки золота или серебра, напаянные на ювелирное изделие). На каждой из ладьевидных подвесок находится колесница с богиней победы Никой, управляющей четвёркой лошадей. Роскошные золотые серьги считаются одними из лучших в Северном Причерноморье, хотя подобные им найдены и при раскопках в Феодосии.

Серьги с многофигурными группами на ладьевидных подвесках. Последняя треть IV века до н. э. Золото. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 206)
Кроме упомянутых серег и ожерелья, захоронение № 1012 содержало и группу более скромных украшений, а также несколько редких и изящных перстней-печатей. На одном из них изображена Афина Никефорос (богиня опирается на щит, на её правой руке стоит крылатая Ника с венком), а на втором вырезаны лук и палица – атрибуты Геракла. Образцом для печатей на перстнях послужили монеты македонских или фракийских царей.
- Перстень-печать с изображением Афины-Никефорос. Конец IV – начало III века до н. э. Золото. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 209)
- Перстень-печать с изображением лука и палицы. Середина – третья четверть IV века до н. э. Золото. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 208)
Ювелирных изделий, относящихся к первым векам новой эры, нам известно значительно больше. В это время техника изготовления золотых изделий стала проще. Исключение составляет известное ожерелье I века н.э. с подвеской-бабочкой. В медальоны и подвеску украшения вставлены драгоценные и полудрагоценные камни (гранаты-альмандины, изумруд, аметист, горный хрусталь), а само оно является шедевром ювелирного искусства того времени.

Ожерелье с подвеской в виде фигурки бабочки. I век н. э. Золото, изумруд, альмандин, аметист, горный хрусталь, стекло, мёртвый жемчуг. Некрополь Херсонеса (Опубликовано в изд.: Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья / Ю. П. Калашник; Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Стр. 256)
Помимо редких и дорогих ювелирных изделий, судя по всему, принадлежавших херсонесской знати, в древнем городе носили и более скромные украшения из полудрагоценных камней и непрозрачного стекла, а также серьги и браслеты со скульптурными головами животных. Некоторые из них (например, золотые серьги в виде бычьих голов) хранятся в фондах музея-заповедника, а другие (в частности, бусы из сердолика, горного хрусталя, халцедона и агата) представлены в Античной экспозиции музея-заповедника.

Бусы из сердолика, горного хрусталя, халцедона и агата (справа). Античность. Экспозиция античной истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»
В период Средних веков многие произведения мастеров-ювелиров были связаны с религиозной тематикой (нательные кресты, церковная утварь и прочее). Однако среди жителей города пользовались популярностью и простые, незамысловатые украшения (например, проволочные кольца и серьги, витые браслеты, подвески в виде полумесяца – лунницы). Херсонские ремесленники работали как с драгоценными металлами, так и с медью. При раскопках жилых кварталов было найдено несколько каменных форм для отливки подобных изделий.

Ожерелья из стеклянных бусин. X–XIII века. Восточное Средиземноморье. Экспозиция средневековой истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»
Многие ювелирные изделия, найденные при раскопках херсонесского городища и некрополя ещё в конце XIX – начале XX веков, в настоящее время хранятся в Государственном Эрмитаже и Государственном историческом музее. Однако современные технологии позволяют познакомиться с некоторыми из этих шедевров в стенах Античной экспозиции Херсонесского музея-заповедника, где представлены их 3D-модели.
Сотрудники музея-заповедника «Херсонес Таврический» от души поздравляют мастеров ювелирного искусства с праздником и желают им вдохновения и новых шедевров! Спасибо, что делаете нашу жизнь прекраснее!