Праздники в Древней Греции – в том числе и в государствах Северного Причерноморья – всегда занимали важное место в жизни граждан. Однако из-за того, что единого, общеэллинского способа исчисления времени просто не существовало, многие города-государства (и Херсонес Таврический – не исключение) имели свои календари, в которых количество праздников, название месяцев и даже даты начала года сильно отличались. При этом все торжества, имевшие отношение к смене времён года и к сельскохозяйственным циклам, совершались греками примерно в одно время в соответствующий период. Зимой в Греции активно шло приготовление вина, поэтому этот период знаменовался началом торжеств, посвященных богу виноградарства и виноделия Дионису. Античная литература и изобразительное искусство лучше всего освещают празднества в честь этого бога в Афинах, но имеющиеся данные позволяют нам узнать и о проведении Дионисий в городах Северного Причерноморья.
Череда данных праздников в Афинах длилась четыре месяца, и многие из них приходились на зимний период. Открывали торжества Малые, или Сельские Дионисии, проводившиеся в месяце посейдеоне (соответствует декабрю – январю). Во время этих праздников проходили весёлые процессии и разыгрывались сюжеты из жизни Диониса – праздник имел налет деревенской простоты и непристойности, посреди окоченелой зимы прорывалась дионисийская энергия. После этого начинались пиры и игры, среди которых наиболее популярными были «асколии» (от ἀσκός – «мех», «бурдюк» и λιάζομαι – «опрокидываться», «падать»). Игра заключалась в попытке устоять на одной ноге на смазанном маслом и надутом бурдюке, сшитом из кожи козла, которого принесли в жертву Дионису. Бурдюк, наполненный вином, доставался в награду победителю.
Затем в месяце гамелион (соответствует январю – февралю), посвящённом покровительнице брака Гере, в честь бога виноделия организовывались Ленеи. Они проходили с бόльшим размахом, чем Сельские Дионисии, и продолжались в течение нескольких дней. Участники Леней – это женщины, «лены», то есть вакханки. Они исполняли соответствующие песни и совершали ритуалы, посвященные Дионису, но мы вряд ли можем установить какие-то подробности этих разгульных обрядов. Важную роль на празднике играли театральные представления (трагедии и комедии).
Далее в месяце антестерионе (соответствует февралю – марту) в Афинах проходил одноимённый праздник, посвященный созреванию и готовности вина. Антестерии знаменовали приход весны и продолжались три дня, каждый из которых имел своё название: «питойгии», «хои» и «хитры».
В первый день торжеств греки открывали сосуды, в которых бродило вино, и пробовали, каким оно получилось (название «питойгии» образовано от слов πίθος – «глиняная бочка» и οἴγω – «открываю»). Хозяин дома приносил жертву и совершал возлияние на алтарь Диониса, кубки с вином украшали первыми весенними цветами, а детям дарили игрушки в честь праздника.
Во второй день Антестерий праздничные мероприятия продолжались, и люди пили солнечный напиток из новых, купленных на ярмарке кружек (греческое слово «хой» означает «кружка», «мера жидкости»). По городу ходили нарядные шествия, на могилах родственников совершались возлияния, а многие компании соревновались в скорости осушения винного кубка (победитель получал венок из плюща и мех вина в награду). Кроме того, в этот день совершались мистерии Диониса, заканчивавшиеся браком божества с супругой афинского архонта-базилевса.
На третий, заключительный, день праздника афиняне вспоминали умерших. Для них готовили особое угощение – панспермию, а затем в специальных горшках (греческое слово «хитры» означает «горшки») приносили это блюдо в жертву подземному богу. Живым людям пробовать панспермию было запрещено, поскольку она использовалась в качестве подношения хтоническим существам.
Наконец, в следующем месяце календаря, элафоболеоне (соответствует нашим марту-апрелю), проходила последняя и самая главная часть торжеств – Великие, или Городские Дионисии. Официальные лица из городов Северного Причерноморья, как показывают источники, также могли принимать участие в афинских дионисийских процессиях.
О проведении собственных Дионисий упоминается в декретах Херсонеса: эти празднества играли важную роль в жизни города. Жители чрезвычайно почитали Вакха/Диониса, так как виноградарство и виноделие лежали в основе местной экономики. В херсонесском календаре даже был особый месяц – дионисий, который ориентировочно приходился на февраль, а предшествовал ему, как предполагают историки, месяц петагитний. Два этих месяца херсонесского календаря, как и посейдеон, гамелион, антестерион и элафоболион в Афинах, были полностью или частично посвящены Дионису. Из источников известно, что в месяце дионисий херсонеситы организовывали торжественные мероприятия в честь бога виноделия. На одном из таких празднеств в III веке до н. э. городскому историку Сириску вручили в награду золотой венок. В настоящее время маски Вакха и его спутника Силена представлены в экспозиции античного зала Херсонесского музея.
Херсонес Таврический желает вам прекрасного зимнего настроения, бодрости духа и сил для выполнения всего задуманного!