Прикладное искусство является ценнейшим источником, помогающим воссоздать образ жизни средневекового общества, ориентацию его культуры и принятую в те времена иерархию ценностей.
Поливная керамика, демократичная по своей сути, не только копировала «высокий стиль» дорогих произведений, но и отражала повседневные предпочтения широких слоев населения. В Византии для палеологовского времени (то есть для конца XIII–XV столетий) характерно появление керамики с выгравированными на дне подглазурными монограммами. Появляются они под непосредственным влиянием западноевропейской моды на изображение гербов, геральдических щитов и надписей. Чаще всего гравировались имена святых, что объясняется «усилившимся интересом к мистическим идеям исихазма» (по выражению В.Л. Мыца), сакрализации обрядов и церемоний. Сами сосуды могли использоваться для святой воды или мирра.
При раскопках генуэзской крепости Чембало было найдено несколько поливных чаш второй половины XIV в. с выгравированной на дне монограммой. Возможное место производства – византийские центры, а именно Константинополь и Фессалоники. Гравированная монограмма на дне этих сосудов практически в точности повторяет надписи, сопровождающие образ Иоанна Крестителя на византийских фресках и иконах палеологовского времени, и интерпретируется как «[Ἰωάννης] ὁ Πρόδρομος » (ПРОДРОМОС). Такая надпись, вероятно, означала полную каноническую формулу «Святой Иоанн Предтеча». На территории крепости Чембало сосуды местного производства с монограммой «ПРОДРОМОС» пока не обнаружены, известны лишь образцы византийского происхождения.
Образ Иоанна Крестителя (Предтечи) как пророка и провозвестника Мессии, как и события Крещения Господня, для обывателя той эпохи были более чем значимыми. С «Крещением Иоанновым» в средневековье ассоциировалось также ритуальное использование воды. В западной традиции той эпохи к Иоанну прилагалось исключительно прозвание Креститель, в восточной традиции Иоанн был как «Крестителем», так и «Предтечей». Исключительное почитание Иоанна Крестителя (Предтечи) отмечается как в странах восточнохристианского, так и западного мира, в особенности в XIII–XV вв. В фольклорной культуре поклонение Иоанну Крестителю оказалось связано, помимо всего прочего, и с народной магией. Такая любовь к образу этого святого в указанную эпоху нашла отражение в ономастике Средиземноморско-Причерноморского региона. Например, наиболее популярными именами во второй половине XIV в. в Каффе (совр. Феодосия), центре генуэзских колоний в Крыму, среди латинского и греческого населения были «Георгий», «Иоанн», «Антоний» и «Лев».
Согласно данным «Просопографического лексикона» времени Палеологов имя «Иоанн» входило в десятку самых типичных греческих имен, среди которых являлось наиболее популярным. Культ Иоанна Крестителя (Предтечи) признавался и на государственном уровне в самой Генуе и в ее колониях, в том числе в Каффе и Чембало. В Генуе, где с 1098 г. в центральном кафедральном соборе во имя святого архидиакона Лаврентия хранятся частицы мощей Иоанна Крестителя, в 1327 году святой Иоанн Креститель был провозглашен небесным покровителем города наряду со святым Георгием Победоносцем. Согласно преданию, наличие мощей святого Иоанна избавило город от чумы. И в самой метрополии, и в генуэзских колониях в честь Иоанна Крестителя в его Рождество (24 июня, 7 июля по новому стилю) устраивался двухдневный праздник, сочетавший в себе два символических элемента – воду и огонь (вода является символом очищения через Крещение и символом плодородия, а огонь – символом света). Накануне, 23 июня, разжигали костры, вокруг которых собирался народ, развлекаемый представлениями с песнями, плясками и праздничными угощениями, в домах устраивалась иллюминация. На следующий день от кафедрального собора св. Лаврентия проходило шествие к порту и набережной и освящение моря с целью защиты кораблей от морской бури.
Такой праздник почти в полном виде есть и сегодня в Генуе. Празднование Рождества Иоанна Крестителя (Предтечи) торжественно проходило и в Каффе, на площади близ дворца консула и на набережных, – здесь устраивали иллюминацию и запускали фейерверки. Предусматривался и прием, на котором подавали вино, вишни, изюм и щербет. Из казны на празднование выделялись специальные средства. Существовал в городе и храм Иоанна Предтечи (ныне Иверской Иконы Божьей Матери в Феодосии). Финансовые расходы ради праздника предполагались и в крепости Чембало. «Уставом» генуэзских колоний в Крыму определялось выделение денежных сумм на покупку свечей в престольные и великие праздники, в том числе и для храма Иоанна Предтеча (пока нет возможности определить его топографию). Чаше всего храмы в честь Иоанна Крестителя находились рядом с источниками. О средневековом почитании этого образа нам сейчас напоминают греческие топонимы: источник и река Ай-Ян у с. Перевального, балка Айян-дере над Алуштой, источники св. Иоанна в Ливадии, Верхней Массандре и возле села Генеральское и др. Недалеко от крепости Чембало (у современного села Оборонное) также находится источник Иоанна Крестителя. Был ли он связан со средневековыми традициями почитания этого образа, сказать трудно. Но сам источник посещаем и сегодня.
Ясно, что такое почитание этого святого должно было оставить след и в памятниках прикладного искусства, которые в большинстве своем отражали не только официальные культы, но и народные традиции. Так, например, в болгарских городах помимо византийских сосудов с монограммой «ПРОДРОМОС» была найдена керамика местного производства с именем этого святого. Служили ли чаши из Чембало евлогиями (то есть «благословениями»), оберегами, или несли в себе еще какую-либо духовную символику – сейчас определить невозможно, поскольку найдены они были в разных частях крепости и в комплексах с обычным набором керамических находок. Поливная керамика палеологовского времени с монограммой Предтечи показывает, какое значение в повседневности, в жизни простых людей, занимали христианские символы, а применительно к культуре нашего региона такие находки свидетельствуют о синтезе византийских и западных традиций, характерном для XIV–XV столетий.
Автор: Гинькут Н.В., Ученый секретарь ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический»