В классической и эллинистической Греции пояс был символом власти. Представителей знати часто изображали с поясами, повязанными поверх доспехов. Один из подвигов Геракла связан с завоеванием пояса царицы амазонок Ипполиты. Этот пояс почитался в Херсонесе с момента основания, как одна из городских святынь.
В первые века нашей эры в городе размещается гарнизон римской армии. Одним из символов службы римских солдат, а также деталью их повседневной одежды также служил воинский пояс. Римская армия, державшая в повиновении в течение сотен лет многие народы Европы, Азии и Африки, была образцом организованности и эффективности. Многие традиции военного дела римлян продолжают использоваться в современных армиях. Но некоторые особенности их воинской службы уже не характерны для наших дней. Судить о них приходится по сообщениям письменных источников и археологическим находкам.
Значительно отличалось от привычной нам практики ношение военной одежды. В римской армии не существовало униформы в современном понимании этого слова. Каждый солдат и офицер самостоятельно покупал себе одежду, оплачивая её из своего жалования. Именно поэтому обмундирование военнослужащих не отличалась от платья обеспеченных граждан: и те, и другие приобретали предметы своего гардероба на рынке у ткачей и портных.
В мирные дни военослужащие не носили доспехи, которые хранились в специальных складах и использовались только в бою. В повседневной жизни солдата по внешнему виду можно было распознать только при наличии военного снаряжения. Наиболее узнаваемыми вещами были воинский пояс и воинские сандалии. Судить о значении этих предметов можно по одному сюжету из «Сатирикона» Петрония. Главный герой романа Энколпий в приступе ревности задумал осуществить месть Асклиту и Гитону. Для этого ревнивец решил переодеться солдатом. Чтобы выглядеть как воин. Энколпий надел пояс и меч, но по дороге был разоблачен из-за греческих сандалий. Отсутствие военной обуви было очевидной ошибкой!
Римская военная открытая обувь (caligae) представляла собой род сандалий, отличительной чертой которых была плотная подошва, подбитая большим количеством железных гвоздей. Такую обувь не носили гражданские лица. Гвозди на подошве защищали обувь от изнашивания во время частых пеших маршей – наиболее распространенного вида военных тренировок.
Ещё большее значение для идентификации военнослужащего имел пояс, который также был функциональным элементом. На поясе подвешивалось главное оружие римского солдата – короткий меч (gladius). Именно пояс был наиболее заметным атрибутом, безошибочно отличающим солдат от гражданских лиц в повседневной жизни.
Памятники изобразительного искусства донесли до нас внешний облик римских военнослужащих. Много изображений солдат и офицеров сохранилось на надгробиях. В Херсонесе были найдены примеры таких изображений. На погребальных памятниках Аврелия Сильвана и Марка Мецилия умершие изображены в полный рост. На них нет доспехов. Их одежда состоит из рубахи-туники и плаща-сагума. На надгробии Аврелия Сильвана, которое хранится в музее изобразительных искусств в Москве, хорошо заметен пояс. В античном зале херсонесского музея-заповедника можно увидеть надгробие Марка Мецилия. Его фигура закрыта плащом. С правой стороны из-за фигуры выглядывает рукоять меча в ножнах. Очевидно, ножны были подвешены на поясе, который скрыт от зрителя под плащом.
Изображения Марка и Аврелия представляют их в обычном, повседневном одеянии. Пояс был очень важной деталью в военном костюме такого рода. В некотором смысле, воинский пояс стал символическим указанием на саму военную службу. В письменных источниках можно встретить информацию о том, что окончание службы сопровождалось процедурой снятия пояса. В позднеримской армии вместе с распространением христианства росло количество случаев, когда адепты новой религии снимали свои пояса в знак отказа от службы.
Прошедшие столетия не пощадили пояса, которые делались из кожи. До нашего времени в Херсонесе сохранились только металлические детали таких предметов. В культурных слоях римской эпохи в городе появляются специфические римские пряжки, накладки и наконечники поясов. Эти находки в большом количестве представлены в витрине, посвященной римскому военному присутствию. В римской армии до конца III века военнослужащие самостоятельно покупали себе пояса, также как одежду. Форма и способы украшения подобных изделий часто менялись, следуя за переменчивой модой. Именно по поясным деталям в Херсонесе можно проследить за развитием «римского военного стиля» в оформлении деталей военного снаряжения с I по V в. н. э.
Важное практическое и символическое значение воинского пояса, пришедшее в Херсонес вместе с римской армией, удивительным образом встретилось с почитанием одной из главных святынь греческого Херсонеса. В знаменитой присяге граждане полиса клялись хранить некий ΣΑΣΤΗΡ (састер). Это слово долго не поддавалось точному переводу и оставалось главной загадкой присяги. Относительно недавно А.К. Гавриловым было предложено рассматривать слово ΣΑΣΤΗΡ (састер) как диалектный дорический вариант греческого слова ΖΩΣΤΗΡ (зостер), обозначающего пояс. Исследователи в последнее время склоняются к мысли, что это мог быть пояс Ипполиты – царицы амазонок. Этот пояс являлся целью одного из подвигов Геракла. Пояс подарил царице амазонок её отец – бог Арес. Ипполита носила его как знак верховной власти. Геракл завладел поясом в бою, победив амазонок и умертвив Ипполиту. Вероятно, жители Гераклеи Понтийской, основавшие Херсонес, привезли с собой реликвию, которая почиталась в городе как память о герое – легендарном предке всех гераклеотов и защитнике греков от варваров.
Задолго до появления римлян в Херсонесе пояс Ипполиты, ставший поясом Геракла, был сакральным символом, который каждый херсонесит клялся «сохранять для народа». С приходом римской армии символами защиты города от сарматов – потомков легендарных амазонок – стали пояса римских солдат.
Автор: Костромичев Д. А., заведующий сектором некрополь.