
Крепость Каламита и Свято-Климентовский монастырь. 1870-е гг.
С эпохи средневековья среди крымских мусульман особым почитанием всегда пользовались азизы – святые места, являющиеся местами захоронения мусульманских сподвижников, а также руины древних монастырей или даже просто выдающиеся места. Один из таких азизов существовал и на территории Инкермана и находился на незначительном удалении от средневековой соборной мечети города.
Точное время появления данного азиза на сегодняшний день неизвестно. Впервые мусульманское население в Инкермане, входившем в тот период в состав Мангубского уезда османской провинции Кефе, не считая турецкого гарнизона, фиксируется в начале XVI в. Налоговая перепись населения провинции, проведенная около 1520 г., отмечает в пригороде один квартал, в котором проживала мусульманская община. В то же время в городе зафиксированы семь греческих кварталов и один армянский.
К 1542 г. в Инкермане уже существовало два мусульманских квартала. Один из них располагался вне крепостных стен, на территории верхнего посада на плато Монастырской скалы. Для нужд его населения была основана мечеть Мерхум Хайдар Кетхюда. Вероятно, она была построена в 1522–1523 гг. и являлась наиболее значимой святыней Инкермана. Предметом особого почитания являлось находившееся при ней погребение суфийского шейха Якуба-эфенди, о котором писал посетивший город в 1666/1667 г. турецкий путешественник Эвлия Челеби: «на площадке возле этой древней обители похоронен шейх тариката хальвети Якуб-эфенди. Говорят, он достиг степени кутба [прим.: высшей степени святости в иерархии святых]. Этот Якуб-эфенди был наставником Хуссейна-эфенди из Сиваса, что похоронен в селении Качи. Это великий султан, да освятит Бог святую могилу этого азиза». Также вблизи мечети располагалось здание медресе (мусульманское религиозно-просветительское и учебное заведение).
Мечеть отмечена на карте 1773 г., составленной штурманом русского фрегата «Модон» Иваном Батуриным. Ее приблизительные размеры 21,3 × 12,8 м; она имела пять колон с южной стороны. В 80-х гг. XIX в. А.Л. Бертье-Делагард еще отмечал на руинах верхнего посада следы большой мечети, «место которой ныне огорожено и до сих пор посещается татарами, 15 мая, в память какого-то святого муллы Якуба, родом из крымской деревни Эфенди-кой, умершего лет 200 тому назад», о чем ему рассказали крымско-татарские старики.
В 1912 г. И. Гаспринский отмечал, что Инкерманский азиз входил в число восьми наиболее почитаемых азизов на территории Крыма. «Могила покоящегося тут святого расположена на горе, над Инкерманским монастырем и окружена со всех сторон невысокой стеной, простой, не древней кладки. Имя святого неизвестно, легенда о нем позабыта. На чествование Инкерманского азиза собираются в сентябре месяце. Одиночные паломники посещают азиз и во всякое другое время».
В 1950 г. руины мечети обследовались Инкерманской экспедицией Музея пещерных городов и Крымского филиала АН СССР под руководством Е.В. Веймарна. Исследователь отмечал, что стены ее сложены из крупных, слегка околотых, камней, на глине. Основной археологический материал, полученный в результате закладки нескольких разведочных траншей вдоль стен, представлен черепицей типа «татарка», датирующейся в пределах османского периода в истории Крыма (XVI–XVIII вв.).

Остатки средневековой мечети на территории верхнего посада Каламиты-Инкермана. 1950 г.
Тогда в процессе археологических исследований на территории верхнего посада города обследованию подверглись и остатки азиза. Весь комплекс располагался на небольшой возвышенности и представлял собой две плоских могильных плиты, заключенных в каменную ограду 7,0 × 9,0 м. От стен ограды на момент обследования сохранились лишь основания, шириной 0,60 м. Плиты известняковые, ориентированы по оси восток-запад. Размеры южной – 0,59 × 1,60 м, северной – 0,57 × 1,50 м. Толщина плит 0,25 м. Боковые стороны плит со всех сторон профилированы. Археологическому исследованию подверглось только северное погребение.

Инкерманский азиз. 1950 г.
Во второй половине XX в. в результате деятельности карьера по добыче пильного известняка значительная часть Монастырской скалы была полностью уничтожена, в том числе и место, где располагался инкерманский азиз.
Автор: Неделькин Е.В. Научный сотрудник отдела Музеефикации памятников археологии музея-заповедника «Херсонес Таврический».