Целый ряд предметов христианского прикладного искусства получили на Руси название «корсунских», маркируя престижность и высокий статус вещей. Хотя не все они были связаны напрямую с византийским Херсоном, их появление в Киеве, Новгороде, а позже в Москве подчеркивает важность сформировавшейся традиции, значимость роли Корсуня в христианизации Руси и становлении Русской Церкви.
Из Корсуня в Киев князь Владимир вернулся с новой супругой и представителями местного и константинопольского клира. Он привез на родину мощи святого Климента, Папы Римского, и его ученика Фива, церковную утварь, иконы, кресты, литургические сосуды, а также две античные статуи («капищи») и медную квадригу (четверку коней), которая в дальнейшем была размешена за церковью Богородицы Десятинной.
Перенесение мощей папы Климента стало еще одним шагом к появлению сакрального пространства церкви Богородицы и Киева. Впоследствии святой, встретивший мученическую кончину в Херсонесе, активно почитался на Руси. Существование корсунских истуканов в Киеве подтверждается и топографически: в «городе Владимира» существовала площадь «Бабин торжок», скорее всего, данное название восходит к концу X века. Тем не менее реальные корсунские трофеи, хранившиеся в ризнице Десятинной церкви, вряд ли пережили нашествие Батыя в 1240 году.
География так называемых «корсунских» предметов, чрезвычайно широка. Одни из наиболее известных — «Корсунские ворота» в приделе Рождества Богородицы Новгородского Софийского собора. Однако они были созданы в Магдебурге в 1153 году. В их декоре ярко выражены западные черты.
Яркий пример – образ Корсунской иконы Божией матери типа «Елеуса» (Умиление). Она хранилась в Новгороде, а затем в Успенском соборе Московского Кремля. По преданию, она была написана евангелистом Лукой, а 9 октября 988 года данная икона была вывезена из Корсуня в Киев.
«Корсунскими» именовались кресты-энколпионы и напрестольные кресты, характерные для восточнохристианского ареала, колокола и ризы икон. Также из Корсуня, согласно «Повести о Николе Заразском», происходила знаменитая икона Николая Чудотворца, перенесенная ромейским священником в XIII веке в Рязань.
Феномен широкого распространения «корсунских» вещей нуждается в объяснении. На определенном этапе именно Корсунь стал символом престижности на Руси. Прилагательное «корсунский» свидетельствовало о моде на изделия, подчеркивало их древность и притязания на аутентичность. Формирование «корсунской» моды началось в конце Х века и продолжилось впоследствии, актуализация сведений о крещении в Корсуне также повлияла на это. К XV—XVI векам на Руси складывается целый ряд произведений, повествующих о связи местной и корсунской традиций. Согласно «Сказанию о русской грамоте», именно в Корсуне святому равноапостольному Кириллу чудесным образом была явлена славянская азбука. Сам же автор подчеркивает тождество места обретения письменности и крещения. Корсунь, согласно этим представлениям, осмысливался как сакральный центр Восточной Европы. Особенно усилилось почитание «корсунских» реликвий в Новгороде, многие из них после падения боярской республики попали в сокровищницу Московского Кремля. К этой эпохе восходит и тенденция удревнения существующих христианских реликвий, связывания их с Иерусалимом, Константинополем, или, в крайнем случае, с Корсунем. Привлечение внимания к «корсунским» древностям усилилось в годы правления Василия III и Иоанна Грозного, продолжилось и в последующее время. Исследователи доказывают, что иконография Корсунских икон Богородицы восходит к последней четверти XVI–XVII векам.
Несмотря на спорность атрибуции некоторых «корсунских» предметов, Древняя Русь все же многое позаимствовала из техник прикладного искусства. Так, получили широкое распространение на Руси техника перегородчатой эмали, скань или филигрань из золотых нитей, огневое золочение. Поскольку в Херсоне существовал «русский» квартал, а выходцы из Корсуня проживали в городах Древней Руси, нельзя исключить посредство корсунских ремесленников при передаче технологий. На Руси были известны раритеты действительно корсунского происхождения: так, например, мраморный саркофаг Ярослава Мудрого, находящийся в Софии Киевской, весьма вероятно, изначально был вывезен из Херсона. Популярность изделий «корсунского дела» подтверждает роль центра византийской Таврики в процессе христианизации Руси и утверждения в ней Церкви.
Автор: Роменский А.А., научный сотрудник отдела византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».