Византийский Херсон был центром интенсивных торговых, дипломатических и религиозных контактов Руси и Империи ромеев. Страну «тавроскифов» и центр средневековой ойкумены – Византию связывало многое: от торгового пути «из варяг в греки» до военных походов, политических соглашений и религиозных миссий.
Выход Руси на историческую арену совпал с походом на Константинополь в 860 году. В ходе него неведомый до того времени народ, по словам Патриарха Фотия, обрел свое место в истории и в международных отношениях.
В дальнейшем флотилии древнерусских воинов и купцов не раз причаливали к берегам ромейских городов. Особо важное место в русско-византийских отношениях занимал Херсон (Корсунь). Византийский город играл роль не только форпоста Империи в Северном Причерноморье, но и контактной зоны различных цивилизаций, центром интенсивных экономических и культурных взаимосвязей. В исторической памяти Руси именно Корсунь стал местом распространения христианства. Предание символически связывало его с проповедью апостола Андрея Первозванного.
Изобретение славянской грамоты, согласно одной из легендарных версий, также чудесным образом случилось во время пребывания св. Кирилла в Корсуне Кирилл-Константин обрел мощи другого подвизавшегося здесь праведника, Папы Климента Римского, сосланного в далекую Таврику в конце I века.
Византия не раз выступала объектом военных походов русских князей. Первые легендарные сведения относятся к нападению на Сурож (Сугдею) и Амастриду в IX веке. Начальная летопись повествует о масштабном походе Олега на Константинополь в 907 году. В это же время воины из Руси активно нанимаются на византийскую военную службу, участвуя в войнах с арабами на восточном пограничье Империи. В 941 году флот киевского князя Игоря разграбил окрестности византийской столицы и был сожжен «греческим огнем» — византийским «оружием массового поражения» на основе селитры, серы и нефти.
Стратиг Херсона (глава военной и гражданской администрации) и жители города заблаговременно предупредили Константинополь об опасности. В 970–971 годах спровоцированное усилиями византийского дипломата — патрикия Калокира из Херсона — войско Святослава Игоревича вторглось в Болгарию, где столкнулось с армией Иоанна Цимисхия.
Военные кампании, как правило, заканчивались подписанием мирных соглашений. До нашего времени сохранились договоры Руси с Византией 911, 944 и 971 годов. В них регламентировались многие аспекты межгосударственных отношений: торговля и правовой статус русов в Византии и ромеев на Руси, возможность найма на военную службу, выкупа пленных. Особое место в соглашениях занимал вопрос о феме Херсон — «Корсунской стране». Византийцы последовательно отстаивали ее неприкосновенность и принадлежность к своей территории, защищая торговые привилегии жителей города. Так, трактат 944 года защищал права корсунян на рыболовные промыслы в устье Днепра. Киевские князья обязались не вмешиваться во «власть Корсунскую» и защищать причерноморские владения Византии от набегов кочевников — черных булгар. Эти обязательства были подтверждены и в 971 году.
Не менее интенсивно, чем военные столкновения, развивались торговые контакты. Знаменитый «путь из варяг в греки» связывал речные и морские магистрали севера и юга Европы. В языческих погребениях Х века Киева, Чернигова, Гнездова, Шестовицы иногда находят византийские солиды — золотые монеты, которые выступали на Руси скорее как символ высокого статуса, чем денежное средство, серебряные милиарисии и медные фоллисы, поступавшие в том числе и из Херсона; украшения, фрагменты золототканых шелковых изделий. Встречаются и находки печатей византийских должностных лиц — моливдовулов, которые свидетельствуют об экономической и дипломатической активности сторон. О торговых взаимоотношениях можно судить по находкам фрагментов византийской амфорной тары и белоглиняной поливной керамики.
Христианство было наиболее мощным фактором русско-византийских взаимосвязей. Первая архиепископия на Руси возникла в середине IX века, но время ее существования было недолгим. В дипломатической поездке в Константинополь в 946 или 957 году приняла христианство княгиня Ольга, супруга Игоря, возглавившая государство после его гибели.
Христиане-варяги служили в дворцовой гвардии Константинополя и были нередкими гостями в Киеве, где имелась соборная церковь Святого Ильи. Архиепископия Херсона, наиболее близкая к границам Руси, имела особое значение в распространении новой веры. Вероятно, именно предстоятель церкви города выполнял катехизаторские и миссионерские функции на Руси, точно так же, как это случалось и в Хазарии.
В Х веке Русь стала важным военным, экономическим и дипломатическим контрагентом Византии, что предопределило введение христианства и оформление союзнических отношений с ней князем Владимиром. После похода на Корсунь и крещения киевского князя в 988 году связи Руси с Таврикой еще более упрочились.
Автор: Роменский А.А., научный сотрудник отдела византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».