По данным археологии, собственное керамическое производство появляется в Херсонесе в середине IV в. до н.э., хотя, скорее всего, местные мастера изготавливали некоторые виды продукции и раньше.
В Херсонесе обнаружены остатки нескольких гончарных мастерских. Среди них были как крупные, выпускавшие различные виды продукции, так и небольшие, носившие узкоспециализированный характер.
Небольшие мастерские часто размещались в черте города и, как правило, имели одну печь небольшой емкости. Так, на городище открыто несколько мастерских по изготовлению терракотовых статуэток. Там были найдены печи для обжига, специальные формы-оттиски и инструменты для ручной доработки изделий.
Крупные гончарные мастерские традиционно располагались за пределами городских стен с целью соблюдения пожарной безопасности. Так, за юго-восточным участком оборонительных стен Херсонеса в разное время было открыто несколько подобных мастерских. Их компактное расположение позволяет говорить о том, что в эллинистическое время здесь находился Керамик – квартал гончаров.
Крупные мастерские занимали значительную площадь, в них одновременно функционировало несколько обжигательных печей. Это позволяло одновременно производить различные виды продукции.
Печи, как правило, сооружали из сырцового (необожженого) кирпича, а стенки изнутри обмазывались жаростойким слоем глины, который регулярно и многократно подновлялся.
Чаще всего печь имела круглую в плане (реже прямоугольную) форму. Внутреннее пространство печи было разделено на два яруса: нижнюю – топочную камеру и верхнюю, обжигательную, в которой размещали сосуды. Топочная камера имела с одной стороны отверстие для загрузки печи дровами и разжигания огня. Ее перекрытие имело специальные отверстия – продухи, через которые горячий воздух проникал в верхнюю обжигательную камеру. Обжигательная камера, как правило, имела сводчатое купольное перекрытие с отверстием для загрузки керамики.
Для обжига керамические изделия через загрузочное отверстие помещались в верхнюю камеру печи. Для установки сосудов с острым или округлым дном использовали специальные муфтообразные керамические подставки. После установки продукции загрузочный ход замуровывался, а в топочной камере разжигался огонь. По окончании обжига загрузочное отверстие вновь открывалось, и готовая продукция извлекалась из печи.
Кроме собственно печей в каждой мастерской были подсобные помещения. В них размещались гончарные круги, емкости для приготовления глины, колодцы для воды, различные приспособления для первичной просушки сформованных изделий.
Обилие найденной во время раскопок керамики (в том числе и из заполнения печей) дает представление о разнообразном характере продукции, которую изготавливали в херсонесских мастерских. Это амфорная тара, столовая и кухонная посуда (кувшины и гидрии, миски, кастрюли, сковороды), керамика для хозяйственных нужд (тазы-лутерии, мортарии), строительная черепица, рыболовные и ткацкие грузила.
Автор: Ушакова Ксения, научный сотрудник отдела античной истории музея-заповедника “Херсонес Таврический”.