27 апреля – День памяти одного из великих общехристианских святых – римского папы Мартина I, широко почитаемого и в восточном, и в западном христианском мире.
Папа Мартин возглавил римскую кафедру в 649 г. – в сложный период в то время еще единой христианской церкви, когда господствующим богословско-догматическим учением в Восточной части империи стало монофелитство, вызвавшее большие церковные смуты. Монофелитство, или «единовольческая ересь», возникло в начале VII в. под влиянием стремления византийских правителей присоединить к церкви широко распространившееся монофизитство. Адепты монофелитской ереси, представлявшей собой, по сути, видоизмененное монофизитство, признавали в Христе две природы: Божественную и человеческую, но волю – одну, Божественную, пытаясь, таким образом, выработать компромисс между монофизитами и ортодоксальной церковью. Папа Мартин, непримиримый противник монофелитов, созвал по просьбе константинопольского монаха Максима (Исповедника) в октябре 649 г. в Риме Латеранский Поместный Собор, осудивший монофелитство как ересь, а его защитники константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр были преданы анафеме, что вызвало ярость императора-монофелита Константа. По его распоряжению папа-оппозиционер был обвинен в политической измене и приговорен к смертной казни, которая, по ходатайству раскаявшегося патриарха Павла, лежавшего к этому времени на смертном одре, была заменена ссылкой на окраину Византии, в северный форпост империи – Херсон (Херсонес). Как сообщают агиографические источники, «после неправедного суда его подвергали телесным пыткам и жестокому унижению, но ничто не могло сломить святого, ничто не могло заставить его изменить свои убеждения. О необыкновенной силе духа папы Мартина свидетельствует и тот факт, что, оказавшись в тяжких условиях ссылки, не зная греческого языка, на котором разговаривали местные жители, будучи крайне истощенным и тяжело больным, он продолжал наставлять своих учеников и за несколько дней до кончины оставил своего рода завещание для священства, сохранившее свою актуальность и сегодня: «Истинно, пусть Бог, коий желает всем спастись и прийти к уразумению истины при посредничестве Святого Петра, утвердит сердца их в православной вере и укрепит против любой еретической и враждебной нашей церкви личности и сохранит непоколебимыми, особенно же пастыря, который ныне оказывается во главе ее, чтобы нигде не оступившись, не отклонившись и не покинув того, что они письменно засвидетельствовали перед лицом Бога и его святых ангелов». Из крымской ссылки папа Мартин отправил в Константинополь три письма, два из которых сохранились до наших дней (!). Сведения о поведении св. Мартина в плену, его письма, протоколы допросов сразу же становились известны широкому кругу христиан, распространялись и переписывались. Современники называли этого незаурядного человека, духовного лидера – «великим мужем». Популярность папы Мартина была столь велика, что еще при его жизни был написан мартирий – явление само по себе весьма неординарное. Согласно письменным источникам, папа, пробыв в Херсонесе-Херсоне 124 дня, скончался и был погребен в «Некрополе святых», в прекрасном доме Девы Марии, именуемой Влахернской, на расстоянии стадия от благословенного города Херсона». Загородный монастырский комплекс с некогда богато украшенным крестообразным храмом, расположенный на юго-восточном некрополе в Карантинной балке, как нельзя лучше соответствует этому описанию.
Крестообразный храм Богородицы Влахернской был открыт в 1902 г. раскопками К.К. Косцюшко-Валюжинича. Он являлся центром небольшого одноименного ранневизантийского монастыря-мемория, внутри каменной ограды которого находились христианские погребения, часовня, жилые и хозяйственные помещения, колодец с подземным ходом. Храм пережил несколько строительных периодов, его отличала не только крестообразная форма, но и отсутствие восточной апсиды, а также наличие четырех входов на торцовых сторонах ветвей. Храм украшали фресковые росписи и прекрасные мозаичные полы с евхаристической символикой в центре мозаичной композиции: канфар с двумя павлинами, произрастающие из канфара две виноградные лозы, на которых сидят голуби.
Материалом для мозаики служили белый проконесский мрамор, красный мраморовидный известняк, черный песчаник, желтый сарматский известняк, смальта.
После смерти папы Мартина его гробница на загородном некрополе Херсона стала почитаемой во всем христианским мире. Паломничества к ней начались уже в VII в., практически сразу же после смерти папы. Её называли «усыпальницей великого мужа, которая усиленно почитается как на Востоке, так и на Западе не предается забвению». В VIII в. римский папа Григорий II в письме к византийскому императору Льву III Исавру отмечал, что к мавзолею блаженного Мартина «стекается Боспор и весь Север и обитатели Севера с тем, чтобы исцелиться от болезней». Последнее упоминание о паломничествах к гробнице св. Мартина мы находим в «Анналах» кардинала Барония ХVI в. – времени, когда Херсонес уже давно не существовал, а Севастополь ещё не был основан, но тем не менее «к могиле святого папы Мартина, – как утверждали очевидцы, – по-прежнему собирались большие толпы народа, чтобы получить благодать исцеления».
Сегодня, спустя 1365 лет со дня гибели св. Мартина в херсонесской ссылке, вспоминая великого святого подвижника, мы не можем обойти вниманием место его погребения – знаменитый херсонесский «некрополь святых» – ныне тихое, малоприметное место на территории Севастополя, некогда широко известное во всем христианском мире. Еще задолго до погребения св. папы Мартина на юго-восточном некрополе были погребены неизвестные христианские подвижники, также стяжавшие в Херсонесе мученические венцы и давшие название этому загородному кладбищу: «Некрополь святых». Вполне вероятно, что это были три из семи первых херсонесских епископов-миссионеров: святые Евгений, Елпидий, Агафодор, погибшие от рук херсонесских язычников. По мнению ряда исследователей, опирающихся на письменные источники, вполне вероятно, что именно в загородном крестообразном храме Богородицы Влахернской в Х в. крестилась дружина князя Владимира. Осознавая огромную сакральную значимость «Некрополя святых» в истории становления христианства в Херсонесе, как одну из древнейших христианских святынь на территории нашего отечества, его значение для мировой культуры в целом, Херсонесский музей-заповедник в настоящее время разрабатывает проект консервации и музеефикации этого уникального христианского комплекса. 27-30 апреля 2020 г. Херсонесский музей-заповедник совместно с Институтом археологии Крыма РАН, Крымской и Симферопольской епархией и Фондом «Россия – моя история» планировали провести международную научно-практическую конференцию «Изучение и сохранение древних сакральных пространств в современном мире», посвященную 1365-летию ссылки св. Мартина в Херсонес». Из-за сложившейся неблагоприятной эпидемиологической остановки конференция перенесена на осень, однако желающие уже сейчас могут познакомиться с изданными материалами конференции.
Автор: Т.Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».
Скачать материалы международной научной конференции “Изучение и сохранение древних сакральных пространств в современном мире”: Тезисы конференции.