Воскресение Христово или Пасха занимает центральное место в христианском мировоззрении и вероучении. Апостол Павел в послании коринфянам писал: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».
Пасха – главный христианский праздник, главное событие в духовной жизни христианина. «Праздников праздник и торжество торжеств», – говорил о нем Григорий Богослов. Пасха является также самым первым и самым продолжительным христианским торжеством. С апостольских времен оно длится семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отёла скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее – с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с Воскресением Христа. На первом Вселенском соборе в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник “кочует” во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю.
Пасху предваряют Великий пост и Страстнáя седмица. В ранней Церкви Великий пост служил подготовкой к принятию оглашенными Таинства Крещения в ночь Великой Субботы. Из баптистерия (крещальни) новокрещенные шли в храм к принятию Святых Таин на пасхальной литургии. Принятие Крещения на Пасху переживалось по-особенному как участие (со-погребение и со-воскресение) в вольной Смерти и Воскресении Господа: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] Воскресения». В жизни новокрещённых активно участвовала вся церковь. Когда институт оглашенных потерял своё значение, Великий пост из подготовки оглашенных стал временем покаяния и подготовки верующих к Пасхе. В православии шествие из баптистерия в храм осталось по отдельности в чине крещения в виде послекрещального шествия, а в чине пасхальной службы в виде крестного хода перед утреней и Литургией.
Так как Пасха была одним из главных праздников христианства, она всегда отмечалась с особым благоговением, торжеством и радостью. В честь Пасхи было принято устраивать застолья – разговляться после Великого Поста. Всякая трапеза начиналась с молитвы: «Христос Воскресе из мертвых» и прежде всего ели освящённые в храме крашенные яйца и куличи. Традиционные пасхальные угощения имели определенную символику. Разговление, как правило, начиналось с вкушения кулича. Это не только главное пасхальное блюдо, но и символическая отметка нового времени, начавшегося после Великого поста и Воскресения Христова. По сути, кулич – эквивалент, «домашняя реплика» большого квасного хлеба – церковного артоса, одного из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу и по форме, но только меньших размеров, выпекают его дома, а не в монастырской или приходской пекарне и приносят в храм для освящения. Согласно преданию, до своей смерти Христос вкушал с учениками пресный хлеб, а после чудесного Воскресения они стали есть хлеб дрожжевой, поэтому кулич всегда дрожжевой. Пасхальный кулич традиционно готовится в Страстнόй Четверг, т.е. в день, символизировавший Тайную Вечерю, на которой Христос трапезничал со своими учениками. Красное яйцо – еще один из ярких символов Пасхи. Яйца окрашивают в самые разные цвета, но основным является именно красный. Существует несколько преданий относительно красного цвета пасхального яйца. Согласно одному из них, Мария Магдалина пришла с проповедью к римскому императору Тиберию (14–37 гг.) и поднесла ему в дар яйцо со словами: «Христос Воскрес!». Император ответил, что это невозможно – как белое яйцо не может стать красным, так и мёртвые не воскресают. В тот же миг яйцо в его руке покраснело. Тогда удивленный император воскликнул: «Воистину воскрес!». Творожная пасха, спрессованная в виде усеченной пирамиды, с изображением креста и буквами «ХВ», была символом Гроба Господня, буквы «ХВ», обозначали торжественное пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!». Барашек, украшавший пасхальный стол, приготовлялся из сдобного теста и являлся символом жертвенной гибели Христа. Главный народный символ Пасхи в странах Западной Европы – пасхальный кролик (или заяц). Традиция ассоциировать это животное с праздником Воскресения Христова появилась приблизительно в XIII–XV веках.
С воскресенья Пасхи и до праздника Вознесения христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!» (по-гречески: «Христос анэсти!»). Ответ на это приветствие «Воистину Воскрес!» (по-гречески: «Алифόс анэсти!»). Особенная праздничная радость, приподнятое настроение, умиление сердца составляет ту одухотворённую атмосферу, которая в пасхальном празднике становится важнее внешних действий и символов. Внутренним же сюжетом является пасхальное «попрание смерти», возрождение торжествующей жизни, освобождение души от плена греха. Все это очень гармонично сочетается с весной, с радостью пробуждающейся природы, которую Господь «воскрешает» после зимнего сна. И всё вокруг: люди, птицы, деревья, земля и небо − переполняется короткими, но очень ёмкими пасхальными возгласами: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!»
Автор: Т.Ю. Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».