Памятники херсонесского изобразительного искусства позволяют представить костюм жителей древнего города. На протяжении всей античности мода на одежду у греков менялась медленно. Два ее основных компонента оставались неизменными как в мужском, так и в женском костюме: хитоны (род нижней рубашки) и всевозможные плащи, главным образом длинные гиматии.
Хитон состоял из двух четырехугольных кусков материи, сшитых с обоих боков; у некоторых хитонов шов с одной стороны не доходил до конца одеяния, так что полы его распахивались при ходьбе. На плечах хитон иногда зашивали, но чаще он скреплялся булавками, пуговицами или завязывался тесемками, при этом складки красиво располагались на груди. Хитоны бывали безрукавными, с короткими или длинными рукавами. Для работы мужчины надевали короткие хитоны темных цветов или его разновидность – эксомиду, заколотую на левом плече и оставляющую обнаженной правую рабочую руку. Во время военных действий греки облачались в короткий хитон, римляне – в схожую с ним тунику, а сверху – в защитный доспех. На херсонесских монетах в таком одеянии изображены византийские императоры Зинон и Юстиниан.
Женские хитоны ниспадали до пола. В коротких хитонах греки изображали богиню-охотницу Артемиду и амазонок, поскольку охота и война требовали большой свободы движений. В таком одеянии херсонеситы представляли свою богиню Деву, убивающую лань копьем. Это иллюстрируется многими монетами III в. до н.э. – III в. н.э. В реальной жизни короткие хитоны одевали только танцовщицы.
Плащи различной длины защищали греков от холода, а их длинная разновидность, называвшаяся гиматием, считалась необходимой принадлежностью при появлении в общественных местах, на улицах и площадях города. Различие между мужским и женским хитонами и гиматиями состояло в большей длине женской одежды по сравнению с мужской, в качестве тканей и их расцветке, а также в различных способах драпировки и завязывания пояса. Так, мужской костюм опоясывался по талии, а женский – под грудью или ниже талии и очень редко – прямо на талии. Женщины всегда одевали плащ на хитон, а мужчины в теплое время года могли носить его прямо на голом теле. Женщины часто накрывали плащом голову, мужчины же, судя по изображениям, делали это гораздо реже.
Исследователи отмечают демократический стиль ежедневной греческой одежды: каждый носил то, что мог приобрести, независимо от принадлежности к той или иной социальной прослойке общества. Даже рабыню скорее можно было узнать по коротким волосам, чем по одежде. На херсонесских надгробиях слуги представлены в традиционных греческих хитонах. Они отличаются лишь качеством ткани.
Скромная одежда имела цвет шерсти и льна, из которых ткали материю, а более дорогая окрашивалась в различные цвета. Узоры обычно носили геометрический и растительный, характер, они чаще всего шли по краям, но иногда и по всему хитону или гиматию. Мужчины появлялись в богатых узорных одеждах лишь в исключительных случаях – так одевались актеры в театре, жрецы и выдающиеся граждане на общественных церемониях. Для верхнего одеяния использовали более плотную и толстую шерстяную ткань, чем для нижнего. Херсонеситы носили хитоны из тонкой шерсти и льна, а богатые женщины имели тончайшие импортные хитоны из шелка. Иногда на парадную одежду нашивали тонкие золотые бляшки с тисненными изображениями розеток, звездочек, реже различных богинь, животных и птиц.
Вероятно, дóма и во время работы в холодное время года херсонеситы надевали некоторые принадлежности костюма местных племен – шаровары, теплые куртки, башлыки, поскольку они были более приспособлены к климату Северного Причерноморья. Но в официальной и праздничной обстановке граждане облачались только в греческую одежду.
Статья подготовлена сотрудниками научно-фондового отдела музея-заповедника “Херсонес Таврический”.