Поливная керамика принадлежит к числу наиболее ярких памятников материальной культуры, встречающихся во время раскопок средневековых поселений. Среди археологического материала XIII–XV вв. она занимает едва ли не лидирующее место. Ее широко использовали как в повседневном светском, так и в церковном обиходе, в том числе и в качестве евлогий и подарков.
Один из таких поливных предметов был найден в 2007 г. при исследовании могилы 11 двухапсидного храма крепости Чембало, который, по мнению авторов раскопок С.Б. Адаксиной, В.Л. Мыца (Государственный Эрмитаж), использовался «с целью совершения погребений членов отдельной семьи».
Это небольшая поливная чашка-пиала второй половины XIV – рубежа XV в., производства одного из византийских центров (вероятно, Константинополя). Сосуд украшен сложной орнаментальной композицией в сочетании популярных в XIV столетии в византийском регионе техник «sgraffito» и «champlevé». В центральном медальоне изображен равноконечный крест, дополнительно орнаментированный четырехлепестковой розеткой и пунсоном по краю, имитируя металлические изделия. Поле сосуда украшено пятилепестковой розеткой, между лепестками которой расположены кресты в ромбах. Все эти элементы связаны непосредственно с христианской символикой и встречаются в декоративном оформлении византийских храмов, изделиях из металла, поливной византийской керамике более раннего времени. Особый статус нашей чашки подчеркивает топография находки. Она была обнаружена в одной из могильных ям и сопровождала похороненную в ней женщину 35–40 лет, ростом около 158 см, с врожденными физиологическими патологиями: дисфункцией опорно-двигательного аппарата, вызванной врожденной дисплазией с последующим вывихом тазобедренных суставов, левое предплечье короче правого, грудина женщины искривлена, вследствие чего подвижность ее была затруднена (определение И.Д. Потехиной). Сопроводительного материала за исключением этого сосуда при погребенной не было, хотя на территории крепости встречены захоронения даже с богатыми украшениями. Чашка же была положена на грудь женщины дном вверх, т.е. крестом вниз, в месте расположения креста-тельника, что говорит о значимости предмета для усопшей. Поливная керамика в Византийской империи использовалась не только в качестве столовой посуды и декоративного оформления, но и в сакральных целях – евлогии, сосуды обереги, которые зачастую продавались непосредственно у паломнических мест или же на ярмарках у храмов, посвященных Святым покровителям городов, как например, в ежегодно проходившие праздники в честь Св. Димитрия в Фессалониках. Паломничество в период средневековья зачастую совершалось с целью скорейшего выздоровления, причем часто к монастырским центрам, прославившимися своими монахами-медиками, к могилам святых. И особое магическое значение в процессе лечения на бытовом уровне играл культ креста, амулеты с его изображением, вода, освещенная не только священнослужителем, но и опущенным в нее крестом или реликвиями. Возможно, наша погребенная женщина совершила в свое время паломничество, где и приобрела чашку, или же сосуд был ей подарен в надежде на исцеление врожденного недуга, с верой в крест, обладающий магической силой исцеления. Практика положения оберега на грудь умершему, чтобы такой талисман – как верили простые люди – ему помогал на том свете, хотя и не одобрялась церковью, все же существовала в период средневековья.
Обычай сопровождения сосудами умершего получил распространение в этот период во многих городах византийского мира, известен он был и на Руси, где в погребениях XII–XV вв. присутствует ритуальная посуда, в том числе и поливная. Керамика зачастую играла не последнюю роль в религиозной жизни общества, и реликвией для человека в христианском средневековом мире могла стать не только икона, кресты, медальоны с изображениями святых, выполненные из дорогих материалов, но и простые поливные сосуды с христианскими символами.
Автор текста: Ученый секретарь музея-заповедника «Херсонес Таврический» Гинькут Н. В.