Практически весь период существования Херсонеса-Херсона вокруг него были значительные лесные массивы, что позволяло мастерам активно заниматься плотницким ремеслом, а из костей животных они изготавливали много различных предметов и приспособлений.
Из деревьев, растущих у Балаклавы в XVII в., строили галионы и галеры, толстые бревна вывозили даже в египетскую Александрию. Леса на восточной границе Гераклейского полуострова, у Инкермана, в районе Северной бухты и в нижнем течении рек Альма и Кача сохранялись вплоть до XVIII века.
Технология и приспособления, используемые в столярном деле, мало изменились на протяжении более двух тысяч лет. Все основные инструменты: пила, молоток, долото, сверло, рубанок, топор – применялись еще древними египтянами и, разумеется, греками. В древности широкое распространение приобрел токарный станок. Основной принцип его работы следующий: при помощи лука со слабо натянутой тетивой ремесленник приводил сверло или круглую токарную заготовку в движение.
Одними из наиболее показательных изделий, демонстрирующих мастерство местных столяров, служат гребни для волос, которые в античное время делались исключительно из самшита или кости. Заготовки предварительно высушивались, опиливались по заданной традиционной форме и полировались. Наибольшего профессионализма от мастера требовала операция по нарезке зубьев, выполняемая тончайшими и, вероятно, очень дорогими пилами. Далее каждый из них дополнительно обрабатывался: срезались и заострялись края, вершина закруглялась, приобретая кинжаловидную форму. Орнамент в виде параллельных линий и кружков ремесленники наносили специальными приспособлениями. Большой популярностью у древних херсонеситов пользовались футляры для гребней – прообразы современных «косметичек», которые обычно выдалбливали из одного куска древесины.
Следует отметить, что в Херсонесе для изготовления различных бытовых предметов наряду с деревом использовали и кости крупного рогатого скота: обычно плюсневые и пястные, а реже – бедренные и ребра. Встречаются обрезки рогов оленей, дикой козы и даже слоновой кости. Этот материал пилили, резали, гравировали, обрабатывали на токарном станке.
Наиболее интересными инструментами для работы с костью были так называемые «рашпили» – костяные пластинки с нанесенными на их поверхность клиновидными насечками и углублениями. В качестве абразивного средства для тонких работ мастера применяли порошок пемзы, хвощ, кожу рыб (в частности черноморской акулы – катрана), а размягчали кости с помощью распаривания или кипячения, что в последующем позволяло строгать их ножом и изгибать во всех направлениях (тонкие костные пластины).
Автор текста: Ю.В. Падалка. Подготовлено по изданию: Херсонес. Путеводитель по музейным залам и раскопкам / под. ред. Т.Ю. Яшаевой. Севастополь, 2005. 148 с.