Крашение известно человечеству с незапамятных времен. В древности химической промышленности не существовало, но уже тогда люди были весьма изобретательны в подборе средств, позволяющих разнообразить цветовую палитру сукна, пряжи и керамики.
Для окраски тканей и кож применялись в основном красители органического происхождения: настои корней, коры, некоторых частей растений. Большую часть красителей для росписи гончарных изделий и окраски стекла добывали (различные минералы и глины) либо производили, используя накопленные знания о химических законах.
В римское время был очень популярен миний-киноварь, состоящий из сульфида ртути. Поскольку это – ядовитое вещество, работа с ним требовала соблюдения техники безопасности: обрабатывая его, нужно было применять нечто вроде нынешнего противогаза. Для этого, по советам Плиния, необходимо было не туго обвязать лицо пленкой из мочевого пузыря, «чтобы не втягивать в легкие губительную пыль», и в то же время наблюдать за процессом.
Миний-киноварь был очень дорогим, и заказчики изделия покупали его сами, а затем отдавали художнику. Некоторые недобросовестные мастера воровали эту краску, слишком часто промывая кисти или подделывали ее, применяя различные охры, толченую рябину и даже козью кровь. Дешевле стоил второсортный миний, который, скорее всего, состоял из свинцового сурика. Однако он был очень ядовит, а под действием солнца и воздуха тускнел. Поэтому для сохранения живописи стену после росписи покрывали горячим воском, смешанным с оливковым маслом, а затем, подогревая его уже на стене, натирали поверхность восковыми свечами и полировали кусочком полотна.
Еще в древности применяли «индийский киннабар», который, скорее всего, состоял из красной смолы тропических деревьев и кустарников рода Драцена, а по сообщениям Гомера, некоторые корабли окрашивали рубрикой – красной охрой. В своих работах мастера использовали и жженую охру, которую готовили по следующему рецепту: ком желтой охры – гидрата окиси железа – прокаливали, при этом она кальцинировалась, а затем ее гасили уксусом, и в результате получалась пурпурная краска.
Белого цвета художники добивались с помощью белил (псимитий), которые получали, растворяя тонкие стружки свинца в крепком уксусе, либо воздействуя уксусом на свинец, а образовывавшийся белый налет соскабливали, растирали и просеивали. Если эти вещества прокаливали на огне – получали жженые белила или, как ныне полагают, свинцовый сурик.
Для получения черного цвета использовали атрамент. В то время существовало несколько рецептов его приготовления: смешивали медный и железный купорос; применяли желтые в природе соединения железного купороса, быстро чернеющие при соприкосновении с водой; использовали различные соединения углерода – сажи, которую получали в основном при сжигании камеди, а также виноградных выжимок или кости.
Самой дорогой краской был пурупур, дающий традиционно яркий, сверкающий, красный, фиолетовый, красно-фиолетовый или темно-красный цвета. Его красящее вещество получали из морских моллюсков (иглянок) рода Murex. Существовали и другие виды подобной краски: гисгин, в состав которой входили ягоды из темно-красных растений фитолакка, а также кармин, получаемый из крови кермеса – мелкого насекомого. Для окраски тканей использовали марену, в соке корней которой находилось красящее вещество ализарин.
Еще одним дорогим красителем была так называемая индийская краска с удивительным сочетанием «пурпура и лазури», которую в современном мире, вероятнее всего, называют индиго. В древности она применялась только живописцами, а в ее состав, по мнению ученых, входил ил, собирающийся пеной у стеблей тростника.
Автор текста: Ю.В. Падалка. Подготовлено по изданию: Херсонес. Путеводитель по музейным залам и раскопкам / под. ред. Т.Ю. Яшаевой. Севастополь, 2005. 148 с.