Древние и средневековые гончары для расцвечивания и орнаментации своих изделий использовали такие материалы, как ангоб и глазури.
Слово «ангоб» происходит от французского «gobeter» – штукатурить. По отношению к керамике это слово может пониматься как нанесение специального покрытия на поверхность сосуда с целью его декорирования и достижения водонепроницаемости. Ангоб состоит из жидко разведенной глины и обычно отличается по цвету от самого изделия. Древние мастера наносили этот материал как на «сырую» поверхность, так и на предварительно обожженную. Их основная задача заключалась в том, чтобы покрытие хорошо соединилось с глиняной основой предмета и пропитало ее, а при обжиге оба компонента вели себя одинаково: расширялись, сжимались, плавились.
Следует отметить, что античная глинистая пленка на керамике, которую еще называют «черный» или «красный» лак, также является ангобом. Бытует мнение, что секрет изготовления этих покрытий утерян и не поддается воспроизведению. Это не совсем так, ведь в состав лаков входили вещества из известной ныне таблицы Менделеева, а вот для воссоздания технологии их нанесения современным специалистам приходится много экспериментировать. Например, в результате исследований стала известна техника работы с ангобом, которая в Древнем Риме называлась «терра-агрета».
Для получения такого покрытия необходимо: растворить 5 г соды в литре свежей дождевой (желательно, после грозы) или дистиллированной воды и размешать там 250 г глины (но подойдет лишь та, которая, растворившись в воде, будет во взвешенном, коллоидном состоянии). Получившуюся смесь нужно оставить в широкогорлом сосуде на 2-3 недели, после чего убрать образовавшийся осадок, а концентрированный раствор выпарить на медленном огне и затем прокалить получившийся порошок. Далее к нему нужно добавить 2-3% окиси железа (ржавчины), 1% перекиси марганца и развести водой до необходимой консистенции. В результате проделанных манипуляций должна получиться настоящая «терра-нигра» (черный лак). А вот для получения одного из экспериментальных составов красного лака («терра сигилятта») необходимо смешать с водой следующие тщательно перетертые компоненты: 36% промытого болотного ила, 40% чистого песка, 22% полевого шпата, 0,5% мела, 1% окиси железа и 0,5% перекиси марганца. Получившийся материал после нанесения на стенки сосуда и окислительного обжига придаст поверхности изделия красный оттенок и заметную глянцевитость.
В средние века популярность у мастеров завоевали глазури, которые, в отличие от ангобов, всегда стеклообразны и более или менее прозрачны.
До наших дней дошел рецепт свинцовой глазури, которая состоит из двух компонентов: окиси свинца (так называемый свинцовый глет) и кварцевого песка. Этот материал очень удобен в работе, но при этом опасен для здоровья, ведь свинцовый глет – яд, и его применение при изготовлении столовой посуды запрещено с давних пор.
Следует отметить, что при нанесении глазури на изделие часть ее жидких компонентов может проникнуть в поры черепка, изменив свойства как самого сосуда, так и его покрытия. Во избежание такого феномена древние мастера применяли метод промежуточной первичной плавки составляющих: создавали так называемую фритту, которую затем перемалывали, перетирали и разбавляли водой.
Для придания готовому изделию зеленоватого оттенка ремесленники добавляли к основе прозрачной или белой глазури окись меди, для достижения охристого тона – железный сурик, а с помощью двуокиси марганца получали цвета от розоватого до коричневого с металлическим оттенком.
В печи обжигаемые изделия располагали так, чтобы они не касались друг друга и не могли сплавиться вместе. Блюда и миски, покрытые глазирующим составом, ставили горкой, разделяя друг от друга специальными подставками-треножниками. Следы от них часто видны на внутренней поверхности изделий. Изредка археологи находят и сами треножники.
Автор информации: Ю.В. Падалка.
Подготовлено по изданию: Херсонес. Путеводитель по музейным залам и раскопкам / под. ред. Т.Ю. Яшаевой. Севастополь, 2005. 148 с.