Это ремесло возникло в те времена, когда люди еще не овладели даже примитивной агротехникой. Первый обожженный сосуд относится к эпохе мезолита, а гончарный круг, как полноценный механизм для работы с глиной, упоминается в Ветхом Завете. Сегодня мы расскажем об истории возникновения и особенностях конструкций приспособлений для работы с глиной.
Устройство гончарного круга может показаться примитивным, однако это – одно из тех величайших открытий человечества, которые изменили мир. Древние люди изобрели несколько вариантов этих устройств, общим у которых было то, что в их основе лежит использование силы инерции, кинетической энергии в качестве двигателя.
На невысокой вертикальной оси сверху плотно закреплен небольшой диск-столик из дерева, обожженной глины или камня. Нижний конец оси вращается в своего рода подшипнике – мастеру необходимо постараться создать наилучшее скольжение деталей относительно друг друга. Сам «двигатель» – это большой массивный круг из камня или тяжелого дерева, он также накрепко закреплен на оси. Гончар вращает такой круг ногами, и сила инерции заставляет всё сооружение крутиться плавно, практически c постоянной скоростью, что позволяет мастеру работать с глиной на верхнем столике: вытягивать форму, создавать объем и творить. В изготовлении больших глиняных бочек – пифосов – участвовало несколько человек, распределявших между собой обязанности.
Сам процесс лепки, создания сосуда на гончарном круге прост на словах и сложен на деле, так как требует от ремесленника навыка, практики, доведенных до автоматизма действий и, вместе с тем, художественного чутья и определенной доли таланта.
Изготовленный сосуд можно было обжечь и просто в костре. Но для получения качественных результатов необходима печь, которая в простейшем варианте представляла собой яму, вырытую на склоне холма.
Необходимо, чтобы раскаленные газы отдали свое тепло керамике, поэтому огонь размещали в длинном узком тоннеле, а обжигаемую керамику – в глубине склона на каком-либо возвышении: земляных столбиках, камнях. Всё сооружение перекрывали надежным сводом из дерна, тщательно замазывали все щели, оставив вверху отверстие для выхода отработавшего газа и дыма. Более сложная печь имела очаг в нижней части, отделенный от рабочей камеры перекрытием с отверстиями, на котором стояла донышками вверх обжигаемая посуда. Однако камера для обжига керамики такой прямоточной печи прогревалась неравномерно, а для ее работы требовалось много топлива, так как тепло сразу, не задерживаясь, уходило вверх, наружу.
Позже древние мастера изобрели более совершенный горн – с оборотным пламенем, когда топочная камера расположена несколько сбоку от рабочей и раскаленные газы сначала проходили специальные ширмы и заслонки, направляющие их к куполу печи, а затем опускались вниз, проходя мимо обжигаемой керамики в отверстия, проделанные в полу печи, и только тогда уходили в атмосферу.
Сам обжиг был относительно простым процессом. Важно было поддерживать высокую температуру довольно длительное время, чтобы компоненты глиняной массы сумели модифицироваться во взаимодействии между собой и окружающей средой. И самое основное – после обжига изделия должны были остывать в печи как можно дольше, до полного охлаждения ее стенок.
Позже человечество изобрело еще множество вариантов обжигательных печей, но принцип их действия подобен описанному выше. Конечно, за исключением конструкции печей последнего столетия.
Автор информации: Ю.В. Падалка.
Подготовлено по изданию: Херсонес. Путеводитель по музейным залам и раскопкам / под. ред. Т.Ю. Яшаевой. Севастополь, 2005. 148 с.