Херсонесский музей-заповедник имеет богатую коллекцию средневековых архитектурных деталей. В византийской экспозиции представлены известняковые плиты с рельефными изображениями животных.
Образы могучих зверей, являвшихся символами силы и храбрости, были распространены уже в IX-X вв. в Болгарии, Македонии, Греции. Само место, которое отводилось такого рода монументальным рельефам с изображениями зверей в торжественной позе или готовыми к броску: стена дома, боевая сторона крепостной стены или башни, фасад храма – указывает на значение этих изображений, служивших стражами, оберегами дома, церкви, всего города.
Все херсонесские рельефы вырезаны на плитах из местного известняка, лицевые стороны, которых заглажены, тыльные – не отесаны, что свидетельствует о том, что они были вставлены в стену.
На первой плите изображен барс, обращенный вправо, с высоко поднятым хвостом, готовящийся к прыжку.
На второй плите мы видим двух барсов в геральдической позе, обращенных в противоположные стороны, также с поднятыми хвостами, в быстром движении.
Обе плиты были найдены в 1891 году при раскопках на центральной городской площади – агоре. Судя по приблизительно одинаковым размерам (43х58х16 и 46х60х16), сюжету, технике исполнения (высокий рельеф, схематичность изображения), они, вероятно, были парными. Третья плита также является частью композиции, на которой были представлены звери в геральдической позе.
От предыдущих она отличается не только большими размерами (52х101х7 см), техникой исполнения, но и сюжетом: львы на этой плите расположены по сторонам т.н. «древа жизни». Этот мотив, который еще называют «мировым деревом» или «вселенским деревом» – мифологический образ, объединяющий все сферы мироздания. Он принадлежит к темам мирового искусства и встречается в культуре народов всех континентов.
«Древо жизни» на херсонесской плите охраняют стражи, расположенные по его сторонам. На сохранившейся правой части вырезан лев, шагающий влево, с высоко поднятым хвостом. Свободное пространство заполнено элементами растительного и геометрического орнамента. Рельеф невысокий, выполнен в технике выемчатого фона, углубленный фон – шероховатый.
Первоначально плита являлась декоративным элементом в монументальной архитектуре, позже она была использована в качестве перекрытия могилы в притворе христианского храма в Портовом районе Херсонеса, где и была обнаружена во время раскопок 1963 года.
Все известняковые рельефы с изображениями животных, представленные в экспозиции, выполнены местными мастерами и входят в круг произведений монументальной пластики стран Ближнего Востока или областей, связанных с ним. Стилистически они ближе всего к болгарским памятникам и датируются Х веком.
Автор: Денисова Е.А., Старший научный сотрудник отдела Византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический».