12 июня в выставочном зале Античного корпуса открылась выставка «Начертано на камне, написано пером…»: история Херсонеса в государственных актах от древности до современности».
На экспозиции были показаны декреты Херсонеса, печати византийских чиновников, рассказывающих о государственном устройстве Херсонеса в разные эпохи, а также автографы последнего императора и его семьи. Севастопольцы и гости города смогли увидеть документы, рассказывающие настолько Российское государство заботилось и заботится о процветании Херсонеса с 19 века и до сегодняшнего дня. На выставке побывали 794 посетителя.
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Иван Бунин
«Идут археологические раскопки античного города…
Обнажаются каменные кладки зданий, накапливаются горы керамики — обломков столовой и кухонной посуды, амфор, пифосов, черепицы, а также другие остатки предметов быта древнего человека. Но вдруг обнаруживается кусок камня с надписью… Это всегда волнующее событие. И не только из-за чрезвычайной редкости таких находок (особенно целых и больших надписей), а главным образом потому, что каждый раз мы полны ожидания узнать что-то новое о давно минувших веках. Ведь надпись — это живой голос истории, увековеченная в камне человеческая мысль. Быть может, перед нами какой-то официальный документ — принятое Советом и Народным собранием постановление, договор о дружбе и взаимопомощи, список победителей на состязаниях, а возможно, — посвящение какому-либо божеству, строительная надпись или, наконец, надгробие. Когда была вырезана новая надпись? На каком языке или диалекте она написана?
Чтобы ответить на поставленные и многие другие вопросы, надпись передают эпиграфисту, который приступает к ее всестороннему изучению.
Наука эпиграфика (от греч. epigraphe — надпись) и занимается различными древними надписями на камнях, керамике, изделиях из металла, кости, дерева и другого твердого материала. Одни из них выполнены резцом, другие процарапаны тонким острием или нанесены кистью, третьи оттиснуты штампом по сырой глине».
Из книги известного эпиграфиста Э.И. Соломоник «Древние надписи Крыма»
Изученные и собранные воедино каменные надписи создают своеобразную «каменную летопись», «каменный архив». Такой «каменный архив» — лапидарий (от лат. Lapis – камень) — Херсонесского заповедника включает более пятисот памятников. Материалы выставки представляют собой очень небольшую часть музейного эпиграфического собрания, отражая, тем не менее, различные стороны жизни древнего города.
На выставке были представлены государственные декреты и почетные надписи, изданные от имени Совета и Народа, законы, договоры, письма, посвящения богам, надписи о состязаниях, строительные надписи и надгробные памятники. Памятники, находящиеся в античной и средневековой (византийской) экспозициях, представлены эстампажами.
Эстампаж — техника получения прямого оттиска рельефного изображения. Первые опыты такого своеобразного способа печати относятся к периоду, практически совпадающему со временем изобретения в Китае бумаги (II век н.э.). Способ заключается в получении оттисков с плоских каменных рельефов; на рельеф накладывается слегка увлажненная, пропитанная воском бумага, которую специальными щетками притирают и легким постукиванием вдавливают в углубления; после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят водяную краску.
Представленные на выставке эстампажи датируются концом XIX века. Они являются самыми хрупкими экспонатами архивной коллекции музея и по этой причине редко попадают в руки исследователей.